Главная | Статьи | Книги | Стихи | Праздники | Алия | Фото Израиля | Каталог | Софт | English

СТАТЬИ И ПРОПОВЕДИ
 


Александр Борель. Мусар.

«Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию »
Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 5

«Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом - ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения. »
Пиркей Авот 2, 6

«Тот, кто служит Всевышнему в любви, достойнее того, кто делает это в страхе»
Вавилонский Талмуд, Трактат Сота 31а

«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар - то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»
Рабби Элияу Элиэзер Деслер

Прит.1:6 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше--знание и рассудительность; послушает мудрый--и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Царь Соломон говорит (Мишлей (Притчи) 1:2), что свою книгу он написал для того, чтобы "Чтобы познать мудрость (хохма) и наставление (мусар)".
В своих комментариях Виленский Гаон* объясняет, что для истинного служения Б-гу необходимы две вещи: 1) мудрость, знание, чего Б-г требует от человека; 2) воплощение этих знаний в жизнь – "мусар".

Есть еще одно толкование этого еврейского понятия: масур – движение мудрости знаний в жизнь.

Мы говорили о таком понятии как «целосность». Напомню:
В комментариях читаем: «Три заслуги помогли евреям выйти из египетского рабства. При всей глубине своего духовного падения они сохранили три важнейших аспекта своего национального самосознания: имена, язык и одежду» (Ялкут Шломо, Эмор).
В этом комментарии говориться о цельности. Слово шалеем – «цельность» представляет собой аббревиатуру трех признаков (состоит из трех слов, смысл которых заложен в понятии «цельность» или «целостность»): шем – «имя», лашон – «язык», мальбуш – «одежда».

После воскресения Иешуа (Иисуса), все Его ученики были вместе. Это не просто дань обстоятельств и совпадений в Библейских рассказах, это говорит о том, что ученики, несмотря ни на что, все же очень старались делать все так, как это заповедано в законе. Они не просто из боязни преследования собрались все вместе, как это часто проповедуется, они были все вместе потому что так говорит Слово Творца, которое они знали и так заповедовал им Учитель. Если бы они скрывались от преследования, то схватить их всех вместе было бы намного проще, чем преследовать по отдельности. Их никто не преследовал, они были вместе потому что так заповедано законом.

Деян.1:12-14 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
Деян.2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

Шавуот –это не просто определенный праздник, который заповедан в Библии Самим Творцом, это больше чем праздник. Точно так же как Песах, Шавуот это завет, но непростой. Вот что написано в комментариях:
В книге Тур барекет рабби Хаим бен Атар делится с читателем следующей замечательной мыслью. Слово "Шавуот" может быть прочитано иначе — "Швуот" (при этом сохраняются все согласные). В таком случае оно означает не "недели", а "клятвы".

Причем это не клятва, а клятвы (множественное число).
Вот здесь и самое время вспомнить о целостности – имя, язык, одежда.
Мы достаточно подробно разобрали эти понятия. Теперь осталось все соединить вместе.
Мы не даром привели стихи из Священного писания – Притчи Соломона в самом начале этой распечатки. Библейское понятие МУСАР имеет очень тесную взаимосвязь с этими тремя атрибутами целостности.

1. ИМЯ.

Об имени мы говорили уже очень много, хотя это утверждение – много – здесь не уместно. На эту тему много говорить просто невозможно. Это тема нашей сущности.
Когда Творец дает новое имя, Он вкладывает в это новую сущность, которая определяет новое направление действия в жизни. Если человек получает новое имя, то он получает и новое направление в жизненном отрезке земного пути. А это направление, это не что иное как одно из определений понятия мусар. Т.е., получая новое имя, человек получает и то, что Творец вложил вместе с этим именем. Человек получает и новые знания, новые откровения. Почему мы можем сделать такие выводы? Посмотрите еще раз, что об этом говорит Виленский Гаон* - воплощение знаний в жизнь. Но это больше относится не просто к имени, а к слову, к языку, которым высвобождается та сила, которая заложена в имени.

2. ЯЗЫК.

Давар – сказанное действие. Воплощение духовного начала в материальность. Воплощение знаний в жизнь. Здесь, мне кажется, надо остановиться немного по подробнее.
Иак.3:4-10 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык--небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык--огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это--неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Много говорилось про то, что мы исповедуем, но конечно эта мудрость не приходит сама собой. Это плод, который мы можем иметь только благодаря упорной работе с собой, но есть и верный способ избежать ощутимых ошибок:
Пс.118:171 Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.
Пс.125:1-2 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!"
Прит.10:19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

То направление, которое мы можем «задать» своим устам и приведет нас в конечной цели. А эта цель будет определена нашим выбором. А то направление, которое мы сами устанавливаем в своем движении жизненного пути, определяет и наши поступки. А наши поступки определяют, как наше отношение к окружающему нас, так и отношение нашего окружения к нам.
Иак.3:11-18 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Не всегда человеку просто воплотить свои знания в жизнь. Зачастую для этого требуется человеку изменить свои привычки, что совершенно не просто. Есть такое выражение в еврейской комментариях – мусарим – которое напрямую связано с этой проблемой человека. Это можно дословно перевести как "У привычки власть надо всем" (Мусарим).
Интересно, но наши привычки напрямую подчиняются нашим словам. Мы не замечаем как наши действия меняются, в зависимости от того, что мы вкладываем в слова. Если наши помыслы чисты, то и сказанное слово высвободит свет, если в нашем сердце обман, то теже слова высвободят тьму. И опять, очень тесное взаимоотношение с третьей составляющей целостности - нашей одеждой, нашим положением перед Творцом, нашим положением перед Его словом. Почему? Потому что действие Его слова в нашей жизни и есть наше положение в Его изобилии помазания, а Его помазание и есть та одежда, которую Он нам даровал….. опять мы её можем одеть только благодаря вере, а вера во многом определяет то состояние нашего сердца, которое определяется тем, что мы высвобождаем нашими словами. А теперь главное, что можно «вынести» из этого. Вспомним «Тикун олам». Изменение этого мира зависит напрямую от нашего изменения. Лично каждого!!!

3. ОДЕЖДА
Наше определение пути определяет направление действия изменения мира или к свету Бога или котьме греховности материализма этого мира.
Прит.10:11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Пс.36:30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

Вот что сказал по поводу воплощения знаний в жизнь Рав. Куклин: «Движение "мусар" делает особенный акцент на воплощение знаний в жизнь, как знаний, связанных с сухим законом, так и знаний, связанных с этикой, которая занимает не меньшее место в иудаизме.
Мусар призван помочь еврею идти по правильной дороге путём того, что он оставит себе время задуматься, каким оптимальным образом он должен жить, какие действия он должен делать. После этого еврею необходимо задуматься над своими действиями, насколько они соответствуют желанному.
Эти одни из тех вещей, на которых "мусар" делает особенный акцент».

Два направления мы разобрали, осталось третье, связанное с нашим помазанием, т.е. с нашей одеждой.
Мусар – наставление.
Обратимся к материалам Ешивы «Толдот Йешурун»:
В Иерусалимском Талмуде (Рош Гашана, гл. 4) сказано: "Говоря о жертвоприношениях (мусафах, упомянутых в главе Пинхас), Тора употребляет слово хатаат ("повинная жертва"), однако, перейдя к жертвоприношениям, приносимым в Шавуот, она опускает это слово.

Действительно, в Шавуот нет повинной жертвы. Шавуот это не «обязаловка» соблюдения определенных постановлений. Это особый день, который Творец заповедовал для свершений, который определены нашим выбором.

Теперь немного вспомним о том, какие «имена» имеет Шавуот. Обратимся к комментариям:
Этот праздник имеет четыре названия,
Первое: "Праздник жатвы", как сказано в Торе: "И праздник жатвы первых плодов труда твоего, того, что засеял ты в поле..." (Шмот, 23,16).
Второе: "Праздник Шавуот" (Праздник седмиц» или полноты), как сказано в Торе: "И праздник Шавуот совершай у себя при созревании жатвы пшеницы" (Шмот, 34,22), а также: "И совершай праздник Шавуот Г-споду, Б-гу твоему" (Дварим, 16,10).
Третье название: "День бикурим — первых плодов", как сказано в Торе: "А в день первых плодов, когда приносите новое хлебное приношение..." (Бемидбар, 28,26).
Четвертое название — Ацерет ("Собрание"). Это название не упоминается в Танахе. Оно было введено еврейскими мудрецами, и они часто им пользовались.Мудрецы предшествующих поколений рассказывали также, что их древние предшественники назвали Шавуот - Песах Ацеретом потому, что Моше в книге Дварим назвал день Дарования Торы Днем собрания. Ведь прямой смысл слова Ацерет — "День собрания". Это значит, что в этот день весь народ собирается в одном месте.

В Шавуот, в некоторых диаспорах, принято украшать деревья, некоторые даже ставят небольшие саженцы плодовых деревьев в помещении где справляют Шавуот и устраивают вокруг них танцы. Это связано с древним обычаем, что в Шавуот решается судьба плодовых деревьев.
И этот обычай и то что этот праздник имеет названия как праздник первых плодов, полноты, жатвы – говорят нам о том, что что-то должно поменяться после этого дня. Эти перемены определены нашим выбором направления нашего жизненного пути. Это наш выбор, выбор каждого человека лично. От его выбора будет зависеть полнота в этом жизненном отрезке, или по другому целостность этого жизненного отрезка.
Вспомните, в начале мы говорили о клятвах, которые Творец заложил в само название Шавуот. В этом залог нового. Бог всегда выполняет то что сказал, вся проблема в нашем принятии того что Он сказал. Осуществится это новое в нашей жизни или нет – наш выбор.
Наше положение перед престолом Бога определено нашим «покрытием». Сказано, что никто не может находиться перед Творцом и не «сгореть» от Его света, потому что греховность этого мира, которой мы подвержены на земле в наше время, не может быть даже рядом с чистотой Творца. Поэтому нам надо специальное покрывало – помазание. В каком виде хочет нас видеть Творец, чтобы мы имели полноту этого помазания? В этом месте тоже стоит остановиться немного поподробнее.

Иоанн.20:21-23 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Очень интересное место. Что здесь произошло? Является ли это помазанием?
Явно, что в этом месте Иисус наделяет учеников определенной силой. Но что это за сила такая, что после этого ученики получали власть судьи. Эта власть находится только у Творца. Интересно, но после этого ученики – никто из них, которые получили эту власть, не применили её нигде. Они не только не применили её, они даже и не прореагировали на это, они сделали что-то другое. Теперь представьте, небольшое помещение, где находятся более ста евреев и они там находятся не один день, а более месяца. И среди них такие, как Фома, которому еще предстоит понять что такое вера, Савл (Петр), который привык к действию. Для него находится в одном месте такое время, это сравнимо тому, что спортсмен, на середине сто метровой дистанции по бегу, решил просто немного передохнуть,…. Попить водички перед финишем. Там было более ста евреев и все они были разные по темпераменту, разные по своему жизненному опыту и быв вместе полтора месяца, там не возникло ни одного спора, ни одного разногласия. Все они, как сказано «были единодушно вместе», т.е. в одном духе.

Для того чтобы понять что произошло, нам надо вспомнить что происходило во время творения. В первые дни Творец создал человека «по образу и подобию». Бог есть дух (Иоан.4:24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.). Значит, Творец создал человека духовного. Это описано в первой главе Берешит (Быт.1:26-27). Вот это Свое создание и благословил Творец, наделив это духовное творение силой и властью:
Быт.1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Далее, во второй главе Он творит материальное тело и наполняет его этой духовной сущностью (Быт.2:7).
Так же и в нашем случае: Мессия (спаситель) вдохнул в своих учеников Свой дух. Они Его приняли и никто даже не спросил ни о чем, никто даже не удивился.

Когда работает Дух Бога в нашей жизни, Он все делает так, что мы совершенно не сомневаемся в том, что это правильно. Почему мы не удивляемся тому что делает в нашей жизни Дух Святой? Для того, кто знает работу Духа Святого, тот может только радоваться и удивляться не самой работе, а плодам этой работы. Находясь в потоке Бога, человек находится в Его помазании, а Его помазание – помазание светом. Когда человек (Адам) находился в Эдене, он имел тесное общение с Творцом. Его не удивляла работа Творца. Он сам был частью этой работы, но он радовался тому что эта работа была плодотворна и он видел её плоды. Почему он не боялся присутствия Бога? Он был под влиянием помазания светом. Как только он потерял это помазание – он испугался присутствия Творца. Интересно, но Творец, просто потерял его, когда человек потерял это помазание. Творец его просто не увидел.
Иисус даровал Своим ученикам знание. Он раскрыл им путь познания и принятия этой силы помазания. Он даровал им принятия Духа жизни, благодаря которому они уже не принадлежали этому миру. Осталось им получить это помазание и это случилось в Шавуот.
Деян.2:1-4 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Это помазание и есть та одежда света, которая дает возможность общения с Творцом. Им оставалось только радоваться и подчиниться тому что происходило, что они и сделали. Реакция этого мира была моментальная…. Ничего не изменилось спустя и 2000 лет.
Деян.2:12-13 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

Но есть здесь и еще один урок для нас. Это помазание объединяет, а не разделяет. Это объединение – «лакмусовая бумага» для определения истинности этого помазания. Это то, что было заложено в первую Мессианскую общину. Поэтому они «единодушно были вместе» когда пришло время помазания. Это и должно быть первостепенным условием церкви Иисуса.
1Кор.12 гл.

Когда человек получает такое помазание, он меняется. Меняется его понимание этого мира, его отношение с этим миром и человек становится другим.
Выше мы задали вопрос: в каком виде Творец хочет видеть нас, если мы будем находиться под влиянием этого помазания света? Это помазание дает нам власть над этим миром. Так же как первому Адаму до грехопадения. И эта власть восстановлена благодаря Мессии, Его жертве и победе над греховной сущностью этого мира.
1Кор.15:22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
1Кор.15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
После жертвы Мессии мы уже не принадлежим этому миру и все «оковы» этого мира нам не страшны. Все наши немощи и болезни были уничтожены и дана защита от всего этого – помазание светом. Слово Бога ясно говорит об этом (Ис.54 гл.). И опять здесь влияет наш выбор. Дело не в том, чтобы сказать что ты согласен с этим во время определенного обряда, главное принять это для себя лично. Если человек находится под влиянием помазания светом, тогда:
1Кор.3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Он имеет полноту общения с Творцом, ведь духовное начало в нем. А там где веет, там не может быть тьмы. Эти две составляющие были разделены еще в первом дне при сотворении мира, т.е. в самом начале всего. Эти две сущности не могут соприкасаться. После помазания вы не подвержены больше любым атакам этого мира. Откажитесь от них, они вам не принадлежат: ни болезни ни немощи ни не обустроенность ни нищета ни что-то подобное. Здесь надо помнить, что необходимо не просто понять это, а принять. Это разные вещи.
Выбор за человеком. И этот выбор очень серьезен. Творец не даром дает нам возможность праздновать Шавуот каждый год. Его милость и любовь просто безграничны.

Слово раскрывает нашу «одежду» помазания. Для многих это интересно, но так трудно осуществимо, а для кого-то это его новый образ жизни…. Например Апостолы :
Еф.6:14-17 «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».

И здесь Творец дает реализовать нам наше право выбора.

Вот когда мы облечемся в такую одежду, мы получим откровение о том, как пользоваться этой одеждой для того, чтобы пройти по тому направлению, которое определено Творцом для нас и войти в … Мат.22:2-14.

Кол.1:10-20 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

Но, опять здесь Творец дает предупреждение: очень многое зависит от нашего выбора направления и не последнюю роль в этом играет наша вера.
Иуд.1:5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил…
Рим.2:28-29 «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Любовь Творца безгранична, но она не делает за нас выбор, а наш выбор определяет наше доверие к Его любви.

**********

То что мы изучили – это только фундамент, а дом построить на этом фундаменте должен каждый сам. Пример правильного построения дома у нас есть. Этот дом тоже был построен не сразу. Были и ошибки и разочарования, но с помощью Творца и Его слова дом был построен и какой дом….
В Шавуот родился царь Давид.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
*Гаон – титул руководителя академии по изучению глубин ТаНаХа и Талмуда. Это прообраз еврейского Сенедриона, его замена после разрушения Храма. Принято считать, что подобных институтов было два, согласно двум самым большим направлениям в рассеянии – Ашхеназы и Сефарды. Хотя многие с этим спорят, утверждая что подобных академия было много, а кто-то говорит что была всего лишь одна.

 

© Copyright 2000-2008 Exodus - 2 
All Rights Reserved.