ВВЕДЕНИЕ ПАВЕЛ — АПОСТОЛ ЯЗЫЧНИКОВ ЗАКОН БОЖИЙ ВО ДНИ ГРЯДУЩИЕ
ПРОБЛЕМА НЕПРАВИЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ ПИСАНИЙ НЕЕВРЕИ И ЗАКОН РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДОГОВОРАМИ
КНИГА, ЗАКОН ИЛИ ДОГОВОР БЕЗЗАКОНИЕ ШАББАТ
ПАВЕЛ — ЕВРЕЙ ПРИШЕЛЕЦ В ЗЕМЛЕ ТРУДНЫЕ МЕСТА
        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТРУДНЫЕ МЕСТА

    Существуют такие места в Новом Завете, которые по мнению некоторых людей учат об упразднении Божьего закона. Иногда это происходит из-за неправильного перевода, иногда — из-за непонимания.

В основном это сводятся к четырём основным проблемам:

    Чистая и нечистая пища

     Различение чистых и нечистых животных упоминается впервые ещё до заключения Договора на горе Синай. Бог сказал Ною: "И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского". (Быт.7:2) То есть подразумевалось, что Ной знает, какие животные являются чистыми, а какие — нет. В те времена люди ещё не ели мяса. Разграничение было сделано Богом задолго до Авраама и Синая.
      После потопа Бог разрешил человеку употреблять в пищу мясо. Договор Закона не устанавливал, какие животные являются чистыми, а какие нет. Он просто требовал от Израиля не употреблять в пищу плоть нечистых животных.

      а) В Марке 7:14-19 Иешуа говорит о том, как наши нечистые слова оскверняют нас. Некоторые переводы очень сильно изменили это место и сделали его весьма проблематичным.
      Синодальный перевод этого текста таков: "И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и  разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить
его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища". (Марк 7:14-19, Синод. пер.).
    Проблема возникает не из самого текста. Её вызывают некоторые толковательные переводы текста. * В понимании этого отрывка некоторые переводчики следуют Оригену, считавшему, что для понимания Библии следует придавать её словам образное значение, а также Иоанну Златоусту, ярому антисемиту.

    Вот как переведены последние два стиха этого отрывка в Новой Международной Библии (NIV): " Разве вы не видите, что ничто из того, что входит в человека извне, не может сделать его нечистым? Так как идёт не в его сердце, а в желудок, а затем выходит наружу (Говоря это, Иисус провозгласил всякую пищу чистой)". (Марк 7:18-19, другие переводы — NASV, RSV, TEV, Иерусалимская Библия имеют похожий перевод.)
     В текст было добавлено вводное предложение: "Говоря это, Иисус провозгласил всякую пищу чистой". Этих слов в оригинале нет. Далее переводчики заменили глагол "очищать" на прилагательное "чистый", пропустили определённый артикль (в русском языке такой грамматической категории нет — прим. пер.) Получившийся перевод превращает текст в доктрину относительно чистых и нечистых животных. Но в самом тексте отсутствует какое бы то ни было основание для этого. Такой перевод не соответствует языку оригинала и контексту.

     Слово, переведённое как "пища" является общим обозначением любой пищи — фрукты, овощи, злаки, мясо и т.д. Иешуа говорил о естественном биологическом процессе пищеварения, происходящем, когда человек принимает какую-либо пищу. Он рассуждал не о том, что можно считать пищей, а что нет. Бог это уже сделал. Сначала Бог дал Адаму в пищу всякое растение, сеющее семя, и всякий плод дерева, сеющий семя. (Быт.1:29) После потопа Бог разрешил всем потомкам Ноя употреблять в пищу "всё движущееся, что живёт". (Быт.9:3) На горе Синай Бог объявил, что отныне дети Израиля не должны употреблять в пищу некоторые виды живых существ, то есть нечистых животных. (Лев.11) Бог заповедал: "(Вы должны) ...отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно" (Лев.11:47) Именно Бог определяет, к какой категории относится то или иное животное.

    Сказанное Иешуа было прямой реакцией на обвинение, выдвинутое некоторыми фарисеями, в том, что Его ученики ели, не омыв руки согласно "преданиям старцев". (Марк 7:1-5) Он имел ввиду лицемерие соблюдения внешней чистоты при отсутствии чистоты внутренней. (ср. Мф. 23:25-26)

    б) В Гал.2:11-14 Павел говорит о непостоянстве и лицемерии Петра, вначале евшего вместе с язычниками, но впоследствии отказавшегося делать это. Это натолкнуло некоторых на мысль, что Пётр ел то, что было запрещено Торой. Но вопрос был не в том, ЧТО он ел, а С КЕМ он разделял свою трапезу.

    "Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?"

    Пётр ел вместе с необрезанными верующими язычниками, показывая этим, что Бог очистил их через искупление Иешуа. Некоторые евреи из Иерусалима пришли и учили, что эти язычники должны обрезаться, чтобы стать полностью признанными в обществе (общине) Израиля и получить возможность есть вместе с евреями.
    Пётр знал, что это не так, но из страха он перестал есть с язычниками. Павел обличил его лицемерие.

    Вопрос, который Павел поднимает в Галатах, касается оправдания, т.е. того, как человек может стать праведным перед Богом. И ответ его заключается в том, что все люди, будь то евреи или язычники, могут быть праведными перед Богом по примеру Авраама, т.е. своей верой (см. Быт. 15:6). В то время Авраам не был обрезан.

    Пётр знал всё это и жил в согласии с этим, питаясь вместе с верующими язычниками. Он поддерживал отношения с необрезанными верующими, свидетельствуя этим, что им не нужно делать обрезание и жить по закону Моисея, чтобы получить оправдание перед Богом. Когда в своём лицемерии он отвернулся от них, он повёл себя так, будто каждому человеку нужно стать евреем, чтобы оправдаться. В этом и смысл вопроса, задаваемого Павлом: "Как же так, ты принуждаешь язычников жить по-еврейски?" Обсуждается не то, что ел Пётр или язычники. Это даже не упоминается. Пётр отделил себя от язычников, потому что они были необрезаны. Поступив так, он свидетельствовал о том, что язычники должны обрезываться, чтобы их приняли в общество Израиля. Пётр принуждал язычников жить по-еврейски.

Что Павел имеет в виду, когда говорит, что Пётр живёт по-язычески? Язычники "делают всякую нечистоту с ненасытимостью" (Еф.4:19), "в страсти похотения" (1Фес.4:5), в бунте против своего Создателя и своей собственной сотворённой природы, (Рим.1:18-32). Неужели именно так жил Пётр? Нет. Пётр сам предостерегал против следова- ния образу жизни язычников, не предаваться "нечистотам, похоти, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению". (1 Петра 4:3) Что же имеет в виду Павел?
    Пришедшие говорили о том, что евреи не должны разделять трапезу с верующими неевреями, которые были необрезаны. В сущности, они утверждали следующее: "Евреи не должны есть вместе с необрезанными язычниками. Тот еврей, который поступает так, не является истинным евреем". Как Пётр сказал Корнилию: "Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником". (Деян.10:28) В Талмуде есть параллельное место: "Рабби Нахман бен- Исаак сказал людям: 'Перестаньте общаться с Аибу, потому что он ест хлеб язычников". (Авода Зара 356) Сам по себе хлеб не является нечистым. Нечистым его делают отношения с язычниками, т.е. с необрезанными. Ко всякому человеку, евшему их хлеб, относились так, словно он один из них.

   "Тот, кто ест хлеб язычников, подобен тому, кто ест плоть свиньи". (Хуллин 13а, Сончино CD 23 со ссылкой на V. Sheb. VIII, 10) Есть хлеб язычников — значит уподобляться язычникам. С этой точки зрения нельзя разделять трапезу с необрезанными язычниками или с тем евреем, который ест за одним столом с язычниками.
    В посланиях Павла есть параллельное место: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе". (1Кор.5:11) Совместная трапеза с таким человеком была бы признанием его чистоты.

    в) Деян.10:13-15. До того как Бог послал Петра говорить с римским сотником Корнилием, Он показал ему видение о всех видах животных, птиц и пресмыкающихся. Сначала, увидев это видение, Пётр не понял его смысла (ст. 17). В доме Корнилия Пётр понял сам, а также объяснил его значение остальным (ст. 28). "И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым".
   "Когда же Пётр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросивши о доме Симона, остановились у ворот..."

    В то время Пётр ещё не понимал, что обозначает его видение (ст.17). Он ходил с Иешуа с начала его служения, но никогда не понимал слов Иешуа о том, что вся еда является чистой. [ Считается, что Евангелие от Марка было написано на основании информации, полученной от Петра]
    После того как Бог излил Святой Дух на Корнилия и тех, кто был с ним, Пётр понял значение видения. И он сказал Корнилию: "...вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым..." (Деян.10:28)

    Пётр истолковал видение, как говорящее о том, что Бог может сделать язычников чистыми. Именно так объяснял он его позднее, когда его действия подвергались обсуждению.
    "И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними". (Деян.11:2-3)
    Пётр объяснил им своё видение о животных и рассказал, как Господь излил Свой Святой Дух на Корнилия и его домашних. "Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавших в Господа Иешуа Мессию, то кто же я, чтоб мог воспрепятствовать Богу? Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние и жизнь". (Деян.11:17-18)

    Когда другие верующие-евреи поняли, что Бог очистил язычников, "они успокоились". Никто ничего не упоминает о том, что ел Пётр во время пребывания в доме Корнилия. Вопрос заключался в том, с кем он ел.
    Во время заседания Совета, который был созван, чтобы определить отношение язычников к Закону Моисея, Пётр опять ссылается на то, что произошло в доме Корнилия. "И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их". (Деян.15:8-9) Люди, считавшиеся нечистыми, были очищены.

    Никто, в том числе и Пётр, не расценил видение или произошедший случай в том смысле, что евреи могут больше не соблюдать данную Богом заповедь о разделении животных на чистых и нечистых. Никто даже и мысли такой не допускает. Это разделение Бог сделал ещё во дни Ноя (см. Быт.7:2).
    Согласно Иакову, все верующие-евреи ревностно относились к Закону Моисея. (Деян.21:20) Согласно историческим записям, особенно это относится к записям Иренея, все апостолы, включая Петра и Павла, скрупулёзно соблюдали закон Моисея. Никаких свидетельств в пользу обратного не существует.

    г) В 1Тим.4:1-5 Павел говорит о лжеучениях, запрещающих употреблять определённую пищу. Разве это не свидетельствует о том, что всякая пища разрешена для всякого человека? "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою".

    Бог дал Израилю Тору и запретил особые виды браков, например, браки между определёнными категориями родственников. Когда Павел писал Тимофею, никто не учил, что теперь кровосмешение разрешено. Вопрос был не в этом. Но некоторые люди учили или учили бы в будущем, что браки, разрешённые Богом, теперь запрещены. Некоторые стали бы учить, что определённой категории людей запрещено вступать в брак. Павел говорит об этом в другом месте: "Вот моё защищение против осуждающих меня... Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие. Апостолы, и братья Господни, и Кифа?" (1Кор.9:3,5)

   То же касалось и пищи. Бог ясно определил, что является "пищей", которую нужно принимать с благодарением, а что таковой не является. Кровь не является пищей, хотя некоторые люди и едят её. Люди также не являются пищей, хотя некоторые люди употребляют в пищу человеческую плоть.
    Были и те, кто учил или будут учить, что неправильно есть те определённые виды пищи, которые разрешил Бог. То есть они запрещали разрешённое Богом. Павел говорил не о Божьих запретах. Он говорил о тех учениях, имеющих демоническую подоплёку, которые запрещают браки, разрешённые Богом, и пищу, разрешённую Им.

    д) В Кол.2:16-17, 20-22 Павел говорит: "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: Это есть тень будущего, а тело — в Мессии".
   "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего, вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 'не прикасайся', 'не вкушай', 'не дотрагивайся' [что всё истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?" Павел говорит о том, что законы о пище и питии являются всего лишь тенью. Но означает ли это,
что они упразднены?
   То, что Павел говорит здесь, равно как и всё, написанное им, нужно понимать в контексте. Во-первых, он говорит как еврейский апостол, обращающийся к необрезанным, т.е. к язычникам. В Кол.2:13 он ясно даёт понять, что обращается к язычникам. "И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи..." (Кол. 2:13)

    Законы, касающиеся чистых и нечистых животных, праздников Господа, праздника новомесячия и Шаббата были даны Израилю в Договоре Закона.
    Отношения верующих-язычников с Богом осуществлялись не через Договор Закона. Язычники вступили во взаимоотношения с Богом через Его Новый Договор с Израилем. Таким образом, от них не требовалось соблюдать те особые законы, которые были даны Израилю.

    Павел не говорит: "Делай это" и "Не делай этого". Он говорит следующее: "Пусть никто не осуждает тебя за то, что ты это делаешь или не делаешь".
    Что имел Павел в виду, говоря, что всё это — тень будущего? Он подразумевает, что они являются символами иной реальности, более великой. Человеческий брак подобен союзу между Богом. и Его народом. Человеческое отцовство подобно отцовству Бога. Жизнь является тенью жизни грядущей. Это не означает, что мы должны отказаться от всего этого.

    Тот факт, что существует иная, более великая реальность, не означает, что тень не имеет значения и её можно сбросить со счетов. Наоборот, тени и подобия помогают нам понять эту иную реальность. Они показывают нам её видимую суть. Они указывают на то, что грядёт, в данном случае — на Мессию.
    В следующем стихе Павел говорит: "Никто да не обольщает вас самодовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом". (Кол.2:18) Некоторые люди претендовали на то, что у них особые отношения с Богом, вероятно, через посредничество ангелов. Они осуждали других людей и вводили их в заблуждение на основании своих личных откровений.

    Вот почему многие придерживаются мнения, что Павел рассматривает здесь проблему, возникшую у колоссян в связи с гностическим учением. Именно поэтому Павел говорит: "Не прикасайся! Не ешь! Не трогай!... по заповедям и учению человеческому" Он говорит не о заповедях Бога, а о постановлениях некоторых мистиков-самозванцев.
    Как написал Тимофею Павел, Закон, Писания и Пророки вдохновлены Богом. (2Тим.3:16-17) Все эти книги были записаны людьми, вдохновлёнными Божьим Духом. Они раскрывают вечный характер Бога.

    е) Разве в 1Кор.б:12-13 Павел не провозглашает всякую пищу чистой? "Всё мне позволительно, — но не всё полезно; всё мне позволительно, — но ничто не. должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое, тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела".
    Хочет ли Павел этим сказать, что он волен делать всё, что ему захочется, даже если ранее Бог.запретил это делать? Нет, он не мог иметь этого в виду, так как тут же говорит о том, что "тело не для блуда". Кроме того, прямо перед этим стихом он перечисляет определённые виды поведения, которые не дают человеку войти в Царство Небесное.

   "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, Ни воры, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют". (1 Кор.б:9-10)
    Всё это является запретным. Также Павел особо предупреждает коринфян не иметь ничего общего с тем, кто считает такое поведение допустимым: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с такими даже и не есть вместе". (1 Кор.5:11)

    Что же тогда Павел имеет в виду в 1 Кор.б:12-13? Павел писал свои письма, чтобы пролить свет на особые вопросы, касающиеся определённых общин. Павел знал, что верующие Коринфа не могут достигнуть согласия в определённых вопросах. (Ср. 1Кор.1:11; 3:3)
     По общепризнанному мнению, реагируя на подобные споры, Павел иногда сначала приводит чью-либо точку зрения, а затем сообщает, что он думает по этому поводу (см. 1Кор.1:12; 3:4). Именно поэтому переводчики NIV (Новая Международная Версия) ставят в кавычки "Всё мне позволительно", чтобы показать, что эти слова принадлежат кому-то из верующих Коринфа. Слова, следующие далее, принадлежат самому Павлу "...но не всё полезно... но ничто не должно обладать мною".

    В Коринфе царил большой грех, и некоторые даже хвастались этим. "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников..." (1Кор.5:1) Некоторые коринфские верующие решили, что раз Иешуа умер за их грехи, они могут делать что угодно — за всё уже заплачено, всё иску- плено. Они во всём потакали себе и игнорировали любовь и тот образ жизни, который должен характеризовать последователей Иешуа..
    Павел прямо и неоднократно упрекает их в этом. Нельзя потакать телу и вовлекать его в аморальное поведение. Любящий Бога не позволяет себе этого. Любящий своего ближнего также не позволит себе этого. Любить Бога и ближнего значит подчинять свои тела той праведности, которую требует Бог (ср. Рим.б:12-18).

    ж) Разве в Кор. 8:8-9 Павел не говорит о том, что не имеет никакого значения, что мы едим и чего не едим?
    "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных".
    Павел сказал верующим-язычникам Коринфа не есть пищи, принесённой в жертву идолам. Он объяснил, что не сама пища оскверняет человека или приближает его к Богу. Бог ждёт от нас любви к Нему и нашему ближнему.
    Любить Бога означает повиноваться Ему. И частью этого повиновения является любовь к ближнему. "Кто говорит: 'я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого видит?" (1 Иоанн 6:20)

    Любя Бога, мы должны считаться с другими людьми и с верой показывать им Божью Истину. Именно поэтому коринфяне не должны были есть идоложертвенного. И это действительно важно. "...Станем любить не словом или языком, но делом и истиною". (1 Иоанн 3:18)
    Сам Павел очень серьёзно относился к тому, как его жизнь воздействует на других людей. Также он очень серьёзно и сознательно относился к своему призванию привести язычников в повиновение. Поэтому он говорит: "Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не. совершил Мессия чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом...". (Рим. 15:18) Павел сказал коринфянам: "Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих". (1 Кор.7:19) Это позволяет нам лучше понять сказанное им здесь: " Еда - ничто и воздержание от еды — ничто. Только соблюдение Божьих заповедей имеет значение".
    Бог заповедал Израилю не употреблять в пищу определённых животных. Он сказал "они нечисты для вас" (напр., Втор.14:7, 10, 19)

Средства оправдания перед Богом

     а) Гал.2:15-21: "Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; Однако же, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Мессию, а мы уверовали в Мессию Иисуса, чтобы оправдаться верою в Мессию, а не делами закона; ибо делами закона не оправдывается никакая плоть. Если же, ища оправдания в Мессии, мы и сами оказались грешниками, — то неужели Мессия есть служитель греха? Никак! Ибо, если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Мессии. И уже не я живу, но живёт во мне Мессия. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Мессия напрасно умер"

    Если человек убьёт своего ближнего и его арестуют, суд определит, виновен он или нет. Если есть свидетельства его вины, суд признает его виновным. Тот факт, что существуют сотни, а возможно и тысячи других законов, которых он не нарушал, не снимает с него вины за содеянное. Тот факт, что он никого не изнасиловал, не делает его невиновным в убийстве.
    Если убийца предстанет перед Богом, произойдёт нечто подобное. Он виновен в нарушении Божьего закона. Тот факт, что он не нарушал других законов, не меняет факта убийства. То, что он любиг свою мать, не снимает с него вины.

    Библия учит, а человеческий опыт подтверждает, что Соломон был прав, когда сказал: "...нет человека, который не грешил бы..." (3 Цар.8:46) Неважно, скольких Божьих законов мы придерживаемся, потому что мы не можем постоянно соблюдать все из них. Когда нас судят согласно Его закону, мы все оказываемся виновны перед Ним. Наши поступки не делают нас праведными.
    Как же тогда человек может быть праведным перед Богом? Задолго до того, как был дан Закон на горе Синай, Бог показал нам, как можно этого достигнуть.

    Из-за того, что сердца людей стали злыми, Бог постановил: "Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрёл благодать пред очами ГОСПОДА". (Быт.б:7-8) Ной был праведным человеком в своём поколении (ст.9), но этого было недостаточно. Он, тем не менее, нуждался в Божьей благодати.
    Он обрёл эту благодать, поверив Богу. Его вера стала очевидной для всех. "Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере". (Евр.11:7) Благодатью он спасся через веру, чтобы исполнить то, что предназначил ему Бог.(Ср. Еф.2:8-10)

    Также обстояло дело и с Авраамом. Бог был милостив к нему. "Аврам поверил ГОСПОДУ, и Он вменил ему это в праведность". (Быт.15:6) Именно по причине своей веры, Авраам повиновался Богу и был готов принести в жертву Исаака. Бог сказал ему: "...так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего". (Быт.22:16-18)

    Иешуа добровольно и сознательно взял на себя тот смертный приговор, который выносит нам закон Божий за наши грехи. Если мы направим на него свою веру, как на искупление, данное Богом, тогда Бог также вменит нашу веру нам в праведность. И если мы поверим ему, то в его смерти мы умрём для своей жизни и для греха.
    Что же имеет в виду Павел, когда говорит: "Если я восстанавливаю то, что разрушил, то показываю этим, что преступаю закон"? В сущности, само восстановление показывает', что разрушение не должно было иметь место. Поэтому восстановление свидетельствует о том, что разрушивший то, что теперь должно быть восстановлено, оши- бался. В этом конкретном случае имеется в виду более узкое значение. Перед тем, как Бог направил Петра к Корнилию, Пётр никогда не ел вместе с язычниками. Между ними была разделяющая стена.

   Проявив послушание Богу и пойдя к Корнилию, Пётр вслед за Мессией приступил к исполнению задания разрушить эту стену между верующими евреями и верующими язычниками. Отстранившись от язычников, Пётр начал восстанавливать то, что он однажды разрушил. Поступая подобным образом, он свидетельствовал о том, что он согрешил раньше, когда разрушал стену, то есть начав есть вместе с язычниками. Отстранившись от язычников, Пётр свидетельствовал этим против себя самого.

6) Гал. 3:10-12: "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: 'проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона'. А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им".
    Если мы пытаемся быть праведными перед Богом с помощью соблюдения закона, мы будем разочарованы. Все добрые дела, которые мы делаем, не могут искупить те поступки, которыми мы нарушали Божий закон. До того как войти в землю, весь Израиль провозгласил проклятие над всеми, кто нарушает Божий закон.

    Мы должны найти другой способ оправдания перед Богом. И этим способом является вера, та вера, которая была вменена в праведность Аврааму, та вера, которой, как сказал Господь (Авв.2 4), праведный жив будет. Вера Авраама проявляется в наших жизнях в нашем доверии и повиновении Богу.

Различия между евреями и язычниками

   Учит ли место в Ефесянах 2:14-16 тому, что Закон отменён, и язычники и евреи ни чем не отличаются друг от друга?
    а) Буквальный перевод этого места таков:
       "Ибо он наш мир, который сделал двоих одним и разрушил разделяющую стену ограды, упразднив своей плотью вражду закона заповедей и постановлений, чтобы создать в себе одного нового человека из двух, создавая мир; и примирить с Богом обоих в одном теле посредством креста, убив им вражду".
    В Синодальном переводе сказано:
        
"Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём".

    Сам текст не говорит, что закон отменяется и упраздняется. Для верующих упраздняется вражда между евреем и язычником, которой требовал закон. Разрушена эта вражда, "преграда", "разделяющая стена". Это она была "предана смерти", "убита".

    Закон Божий, данный Им Израилю, содержал постановления, отделяющие евреев от язычников. Это согласовалось с Божьей целью сделать Израиль священной нацией. Из-за того, что язычники отказались от Бога и предались идолопоклонству и блуду, Бог заповедал евреям отделиться и жить в свете Его обетований и договоров.
    Мессия умер за грехи всех людей. Язычники, покаявшиеся и поверившие в Него, вошли в "общество Израильское" (см. Еф.2:12,19) посредством Нового Договора, и обетования Божьи стали распространяться и на них.

    По отношению к этим верующим-язычникам постановления, в которых Бог требует от Израиля отделиться от язычников, уже не имеют смысла [катаргеса]. Целью этих постановлений было сохранение Израиля в святости, напр., Исход 34:12-16. Верующие-язычники избрали для себя жизнь в святости и таким образом стали частью Израиля. Евреи не становились нечистыми, объединившись с ними в одно целое. Они (верующие-язычники) стали едины с верующими - евреями (остатком).

    Руфь сделала такой же выбор за много столетий до этого. Также как и Раав. Они стали частью Израиля. Согласно замыслу и плану Богa, царь Давид, все цари Иуды и сам Мессия стали потомками Руфи и Раав.

    Что касается разделения, Павел вполне ясно относит это и к верующим язычникам. "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?" (2Кор.б:14)
    Что до объединения двух в одно, они уподобляются одному телу. Павел ясно объясняет, что
разные члены одного тела выглядят по- разному и исполняют различные функции. Они и не должны быть одинаковыми. В них изначально заложены различия. (1 Кор.12:17-20) Адам и Ева были созданы отдельными и отличными друг от друга, чтобы они смогли стать одним. Различия необходимы для того, чтобы двое могли стать одним. Если бы двое ни чем не отличались друг от друга, они не смогли бы стать одним. Различия являются частью Божьего замысла, направленного на взаимное благословение, плодотворность, совершенство.

     б) Разве в Кол.2:13-И Павел не говорит о том, что Закон предан смерти?
     Буквальный перевод этих стихов был бы таким: "Когда вы были мертвы в своих грехах и в необрезании вашей плоти, Бог оживил вас вместе с Мессией. Он простил нам все наши грехи, стерев написанное рукой против нас в постановлениях, которое было враждебно нам, и Он изъял его из самой среды и пригвоздил к кресту".
    Павел, еврейский апостол язычников, пишет, обращаясь к язычникам, ставшим верующими. Он напоминает им, что они "были мертвы в грехах и необрезанности своей плоти". Из-за своих грехов, в соответствии со стандартом Божьего закона, закона, проявившегося в них, они были признаны виновными и приговорены к смерти.
   Этот приговор был приведён в исполнение не в отношении людей, а в отношении Иешуа. Поэтому не осталось никакого постановления против них. Как сказал Давид: "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства". (Пс.31:1-2; Рим.4:7-8)

   Это относится и к самому Павлу, и к еврею, и к верующим язычникам в Колоссах, которым он пишет. Однако Договор Закона содержит постановления, отделяющие евреев от язычников, как уже обсуждались ранее в Еф.2:14-16. Эти постановления разделяли евреев и язычников подобно стене.
    
Мессия, приняв смерть как за евреев, так и за язычников, даёт возможность двум быть одним в нём. Целью постановлений было удержать Израиль от осквернения идолопоклонством и делами блуда, свойственным язычникам. Они не применимы к язычникам, освящённым смертью Мессии. Они не отделяют верующих евреев от верующих язычников. И поэтому эти постановления изъяты из нашей среды.

    в) Гал.3:28: "Нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно в Мессии Иисусе". (см. Кол.3:11)
    Мессия един, и каждый, кто верит в него, становится членом его тела. У каждого верующего есть доступ к Богу только одним путём: через жизнь и смерть Мессии. В этом отношении мы все равны.

    Что касается наших обязанностей и призвания, тут существуют различия, потому что Бог не создал нас одинаковыми. Поэтому Павел часто отдельно обращается даже к тем группам людей, которые стали одним целым в Мессии — "евреи" (напр., Рим.7:1) и "язычники" (Рим.15:25-27), "рабы" (Еф.6:5) и "господа" (Еф.6:9), "мужчины" (Еф.5:25) и "женщины" (Еф.5:22).
    Он так объясняет это в 1Кор.12:12,17-20: "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Мессия... Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно".

    г) 1 Кор.7:18-20: "Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван"
    Те, кто призваны евреями, должны жить как благочестивые евреи. А те, кто призваны язычниками, должны жить как благочестивые язычники. Каждый должен жить так, как заповедал ему Господь.

    1 Кор.9:19-22: "Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Мессии, — чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых".
    Смысл многого из того, что сказал Павел, можно с лёгкостью исказить. Все его слова нужно рассматривать в контексте.

    Что Павел имеет в виду, говоря: "Я всем поработил себя"? Может быть, он хотел сказать этим, что готов делать всё, что ему скажут— лгать, убивать, воровать, отказаться от Иешуа? Нет. Он подразумевает, что добровольно предпочёл служение другим, а не себе.
    Что значит "был подзаконным"?. Павел относит это к еврею, не знающему Иешуа. Он имеет в виду нахождение под властью и судом Закона Моисея. Бог заповедал Израилю соблюдать Закон Моисея под страхом смерти. Закон управлял Израилем. "...Мы заключены были под стражею закона..." (Гал.3:23) Закон имел власть наказывать пре- ступивших его смертью и проклятием.
    Мессия изменил это своей мученической смертью, приняв на себя наше проклятие. "Мессия искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: 'проклят всяк, висящий на древе..." (Гал. 3:13)
Поэтому Павел и все евреи, преданные смерти в Мессии, уже более не находятся под властью и судом Закона Моисея.

Закон божий был дан, чтобы научить нас Божьей святости, показать необходимость веры и указать на Мессию. Но он не был дан как средство, способное сделать нас праведными в глазах Бога.
Павел не считал, что его повиновение закону может сделать его праведным в глазах Господа. Он мог стать праведным только по своей вере в Него, то есть так же, как и Авраам. Авраам жил за 400 лет до того, как Закон был дан на Синае. И когда бог вменил ему веру в праведность, он ещё не был обрезан.
Вера в Мессию освободила Павла от смерти и проклятия, предписываемых Законом Моисея, и он знал, как донести послание до тех, кто всё ещё был под Законом.

Он также знал, что Божья благодать не противоречит Божьему Закону. Они выполняют различные функции, но цель у них одна и та же. "Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак. Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим. б:15-16)

    Что Павел имел в виду, говоря: "Я стал как чуждый закона"? Хотел ли он этим сказать, что живя с безнравственными язычниками, присоединился к ним в их непотребствах, т.е. "будучи в Риме, поступай, как римляне"? Имел ли он в виду, что будучи с каннибалами, поступал бы так же, как они? Нет. Он говорил совсем о другом. Если бы это было так, то самой своей жизнью он бы отрицал то послание, которое так жаждал разделить с другими.

    Целью Павла было "спасти некоторых". Потакание людям в их гpexax не привело бы их к праведности. Примером для Павла всегда был Иешуа.
      Иешуа сошёл на землю и принял облик смертной плоти. (Рим.8:3)
Он принял природу тех, к кому был послан, не участвуя в их грехах. (Евр.2:14-15; Гал.4:4) "Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа". (Евр.2:17; ср. 2:18; 4:15)
      Павел говорил филиппийцам, что они должны быть подобны Иешуа. Иешуа "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек". (Фил.2:7) Он сделал это для того, чтобы спасти некоторых.

      Павел следовал примеру Иешуа, становясь подобным тем, к кому он был послан, не в своём поведении, но внешне, пытаясь понять их образ мышления. Это позволило ему говорить то, что было актуально для них. В Афинах на Марсовом холме Павел говорил афинским язычникам об их обязанностях по отношению к Творцу. Он не говорил им о требованиях Закона Моисея. (Деян. 17:16-34) Павел не был без закона, но мог общаться с ними так, словно он был, как и они, без закона.

    Павел был под законом Мессии. Что же это за закон? Он состоит из двух величайших заповедей Закона Моисея. 1. Втор.6:4-5 "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими", Левит 19:18: "...люби ближнего твоего, как самого себя..."
    Их практическое объяснение включает в себя универсальный закон Бога, вложенный Им в совесть каждого человека. "Ибо заповеди: не прелюбодействуй, убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сём слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла;
итак лю- бовь есть исполнение закона". (Рим.13:9-10)

 Закон даёт практическое определение тому, что значит любить Бога и ближнего. У тот, кто следует Закона. непременно будет любовь. Тот, у кого есть любовь, будет следовать Закону. Иешуа поступал так. Любовью исполняется Закон.

Закон Моисея всё ещё имеет силу .

    а) Евр.7:11-12, 18-19: "Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжён закон народа, — то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона....Отмена же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу".

    Бог сказал в Танахе (Пс.109), что Мессия вечно будет священником по чину Мелхиседека, а не из колена Левия. Мелхиседек не был из колена Левия. Он встретился с Авраамом задолго до того, как родился Левий. Это значит, что законы, относящиеся к его священству, т.е. принадлежащие к Новому Договору, отличаются от законов, которые Бог дал на Синае и которые касались священства Аарона. Священство Мелхиседека существовало задолго до того, как появилось священство Левия (Аароново священство). Это священство распространялось как на обрезанных, так и на необрезанных, поскольку Авраам в то время ещё не был обрезан.

   Договор Закона предписывал систему жертвоприношений, которые обеспечивали искупление кающемуся нарушителю закона. Каждый новый грех требовал новой жертвы. То есть существовала постоянная потребность в жертвах.
    И эта непрекращающаяся потребность вышла за рамки жизни Аарона или кого-либо из его потомков. Аарон умер и его место занял его сын Елеазар. После смерти Елеазара его сменил сын Пинхас. И так продолжалось дальше.
    Множество священников принесли множество жертв, чтобы искупить множество грехов, но всё это не смогло победить власть греха над личностью. Получался бесконечный цикл, состоявший из греха, искупления, смерти, греха, искупления, смерти... Священство Аарона и его жертвы не могли положить конец этому циклу, изменив природу человека.

    Но именно такой властью был облечён Мессия в своём священстве. Описывая Новый Договор, Бог обещает: "...Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более". (Иерем.31:34) То есть бесконечный цикл прекратится.
    Изменение указаний относительно священства не отменяет остальную часть Божьего Закона. Текст просто говорит о том, что предписания священства по чину Аарона не имеют власти изменить природу законопреступников, поэтому было установлено священство, обладающее большей властью.

    Вечное священство Мелхиседека уже существовало. Оно не было упразднено, когда Бог взял левитов на место первородных сыновей и учредил священство по чину Аарона. Священство левитов имело более низкий уровень, однако Бог учредил его для очень важной цели.
     Двумя основными обязанностями священников было обучать Божьему Закону и приносить жертвы за кающихся законопреступников. Договор Закона определил, какой должна быть святость и праведность Израиля. Священство было призвано приносить умилостивление, когда Израилю не удавалось следовать этой святости. Это не отменило ту святость и праведность, которую Бог требовал с самого начала. Закон был средством научения этому.
    У каждого священства есть свои уставы и правила. Бог же не изменяется. Он всё так же ищет справедливости и праведности (напр. Ис.5:7).

    б) 1 Тим. 1:8-11,15: мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и осквернённых, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.... Верно и всякого принятия достойно слово, что Мессия Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый".

    Если бы все всегда делали только то, что хорошо и правильно, не было бы необходимости в каком-то внешнем законе — будь то закон Моисея, гражданский закон или какой-либо иной. И именно в связи с тем, что мы не всегда поступаем так, как нужно, был дан закон: чтобы вести, исправлять и наказывать нас. Павел, как "первый из греш- ников", знал и понимал необходимость Закона. Поэтому он говорит, что всё нечестивое и грешное противоречит евангельскому учению.

   То, что противоречит Закону, противоречит также и трезвому учению Евангелия. Закон не противоречит обетованиям Бога. (Гал.3:21) Не противоречит он и жизни в духе. Закон был вдохновлён Богом. Только жизнь и дела плоти противоречат жизни в духе. Дела плоти противоречат и Закону. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона". Гал.5:22-23, (буквально "против таких вещей нет закона")

    в) Рим. 13:8-10: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди : "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельст- вуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "Люби ближнего своего, как самого себя". Любовь не делает ближне- му зла; итак любовь есть исполнение закона".

Закон даёт практическое определение того, что значит любить Бога и своего ближнего. Тот, чьи пути находятся в согласии с Законом, живёт в согласии с любовью. Как Иешуа. Тот, чья жизнь согласуется с любовью, живёт в согласии с законом. Любовь исполняет Закон.
    Закон не является рабством. С его помощью мы должны возлюбить Бога и ближнего, как самого себя.

 

Навигация по страницам:

 

 

Mатериал размещён в некоммерческих и просветительских целях

Все права принадлежат Даниилу Груберу © 2003

© 2003 by Dan Gruber. All rights reserved.

 

 

 

 

TopList