ВВЕДЕНИЕ ПАВЕЛ — АПОСТОЛ ЯЗЫЧНИКОВ ЗАКОН БОЖИЙ ВО ДНИ ГРЯДУЩИЕ
ПРОБЛЕМА НЕПРАВИЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ ПИСАНИЙ НЕЕВРЕИ И ЗАКОН РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДОГОВОРАМИ
КНИГА, ЗАКОН ИЛИ ДОГОВОР БЕЗЗАКОНИЕ ШАББАТ
ПАВЕЛ — ЕВРЕЙ ПРИШЕЛЕЦ В ЗЕМЛЕ ТРУДНЫЕ МЕСТА
        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. ПАВЕЛ — ЕВРЕЙ

     Сегодня многие люди, не верящие в то, что Иешуа является Мессией, всё же признают, что он был истинным евреем. Однако Павла они считают неевреем и отступником. Таким представляло его традиционное христианское богословие на протяжении многих веков, но не таким считал себя сам Павел.

    Павел был верным своему еврейству и всегда считал себя именно таким. И именно, как настоящий еврей, он был призван быть апостолом язычников. Из-за непонимания контекста того, что было сказано или сделано Павлом среди язычников, люди извратили и неправильно истолковали его подлинную личность. Но, внимательно проследив за Павлом в книге Деяний, мы сможем увидеть, кем же он был на самом деле.

    Савл из Тарса, который был также известен как Павел, пошел в Дамаск, чтобы положить конец тому, что он считал ересью — а именно вере в Мессию Иешуа. Он достал и нёс с собой письма от первосвященника, уполномочивающие его идти в синагоги Дамаска, чтобы очистить их от евреев, верующих в Иешуа, арестовать их и в цепях отвезти в Иерусалим, чтобы там они понесли наказание за свою веру. Павел считал, что их вера является ересью, и, будучи ревнителем Бога, хотел положить ей конец.

    По пути Павел увидел яркий свет, в страхе упал на землю, услышал голос с небес, обращающийся к нему, и был ослеплён. Будучи фарисеем, Павел очень хорошо знал другие случаи, когда Бог с неба обращался к людям. В фарисейской традиции того времени считалось, что голос с неба, который называли Бат Кол, имел огромную власть и что ему следовало повиноваться. (Спустя 50 лет правящая группа внутри фарисейской организации, Бейт Шаммай, была свергнута, и другая группа, Бейт Гиллель, захватила контроль в свои руки. Они отвергли учение Бейт Шаммай и, согласно их новому учению, голос Бога, раздающийся с небес, не имел власти.)
   Савл знал, кто говорит с ним, но не знал, почему, поэтому он попросил Говорившего охарактеризовать Себя. И Господь ответил: "...Я Иешуа, Которого ты гонишь....встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать". (Деян.9:5,6)
    Ослепшего Павла привели в город, где начал поститься и молиться. В это время Бог проговорил к еврею по имени Анания, сказав ему идти к Савлу из Тарса и молиться за него. Анания был "...муж благочестивый по закону". (Деян.22:12) Он был именно тем, в ком Бог избрал явить Себя Савлу.
   Анания не очень стремился идти туда, так как знал, с какой целью пришёл Савл. Но Господь сказал ему: "...иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми". (Деян.9:15) Савл из Тарса, Павел-еврей,.был призван стать апостолом язычников, светом для народов.

    Годы спустя, когда Павел находился в Антиохии в посте и молитве, Бог велел ему отправиться в путешествие и начать исполнять это призвание. После этого вместе с Варнавой Павел отправился в Саламину, на Кипр, и там, в синагоге, провозгласил, что Иешуа есть Мессия. Синагога была единственным местом, где могло быть понято его послание. Это также было единственное место, где изучалось слово Божье, где люди желали познать Бога и ожидали Мессию.

    Затем они отправились в Антиохию Писидийскую, где также вошли в синагогу и поделились с людьми Благой Вестью. Некоторые из присутствовавших уверовали. Так происходило и в других местах. В Антиохии, однако, язычники спросили, нельзя ли им также послушать послание. "В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие; но иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя,.сопротивлялись тому, что говорил Павел". (Деян.13:44,45)
    Некоторые неуверовавшие евреи почувствовали зависть к тому интересу, который проявил весь город к посланию Павла. Они знали, что Бог создал Израиль, чтобы вывести язычников из тьмы и обратить их к Себе. Также они знали, что сами не сделали этого. Они увидели, что Павел делал это. Из зависти они начали противоречить тому, что говорил Павел.
    Какова же была реакция Павла и Варнавы? "Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам; ибо так заповедал нам Господь: "Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли". (Деян.13:46,47) Это было сказано Богом всему Израилю через пророка Исайю.
    И Павел считал, что он исполняет эту обязанность. Любой другой еврей также должен был сделать для себя выбор. Павел считал себя евреем, верным требованию Бога ко всему Израилю — быть светом для язычников.
    Из Антиохии Павел пошел в Иконию, где в синагоге провозгласил Благую Весть. И множество людей уверовало, но были и те, кто не поверил Павлу. (Деян.14:1)

    Следующая глава Деяний (15) описывает Иерусалимский Совет, решающий вопрос о том, нужно ли уверовавшим язычникам исполнять Закона Моисея. "Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела" (Деян.15:5-6).
    Все еврейские верующие и уверовавшие прозелиты верно соблюдали обрезание, знак Божьего договора с Авраамом, и жили по закону Моисея. Они считали, что Писания предписывают новым уверовавшим из язычников делать то же самое. Им казалось, что язычники должны стать евреями и войти в Божий договор с Израилем, заключённый на Синае, чтобы войти в Новый Договор, который Бог заключает с Израилем в Иешуа.
    Если бы апостолы, пресвитеры и другие еврейские верующие отказались от обрезания и сами бы не подчинялись закону Моисея, то нечего было бы и обсуждать. Тогда не поднималось бы вообще никаких вопросов относительно язычников. Но в таком случае сами апостолы, согласно римскому закону, оказались бы виновными в том, что создали новую религию без разрешения властей.
    Пётр рассказал, что произошло, когда Бог послал его к язычникам. Павел и Варнава также говорили, сопоставляя то, что делает Бог среди язычников с тем, что было обещано Им через пророков.

Совет пришёл к выводу, что язычникам не обязательно становиться евреями для того, чтобы верить в Мессию.
    Конечно, Бог Израиля является Богом евреев, но только ли евреев? Или же Он Бог всех людей? Если Он является только еврейским Богом, значит, язычникам, чтобы служить Ему, также нужно становиться евреями. Однако Бог Израиля является Творцом, Искупителем и Судьёй всего человечества. Существует только один истинный Бог, Которому должны повиноваться и евреи, и язычники, но Он обращается с ними по-разному, в зависимости от того, кем Он создал каждого из них.
   Таков был вердикт Совета. Чтобы помочь язычникам выполнять всё правильно, Совет напомнил им четыре универсальных закона, которые они должны были соблюдать. Были также и другие всеобщие законы, например, запрет кражи и убийства, которые Совет не счёл нужным упоминать, так как язычникам было хорошо известно, что Бог ожидает этого от них.

    Через некоторое время после заседания Совета Павел продолжил путешествие (Деян.16) и отправился в Дервию, где проживал ученик по имени Тимофей, мать которого была еврейкой, а отец — греком. Тимофея знали как молодого, но истинного верующего. Павел хотел, чтобы Тимофей присоединился к нему и участвовал в его служении, но Тимофей не был обрезан. Чтобы привести Тимофея к повиновению Божьей заповеди, данной Аврааму, Павел делает ему обрезание. Продолжая вместе путешествие, они сообщали собраниям верующих постановления, которые Иерусалимский Совет утвердил как обязательные для всех язычников. В их число входило постановление о том, что язычникам не нужно обрезываться.
  Они пришли в Филиппы, где, очевидно, не было достаточно евреев для того, чтобы иметь свою синагогу. Поэтому в Шаббат (Субботу) они встречались за городом у реки, где находилось место для молитвы. Там Павел поведал присутствовавшим о Мессии Иешуа.

    Затем они "...пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний..." (Деян.17:1,2) Павел всегда стремился убедить евреев, с которыми встречался, в том, что Иешуа является Мессией. Если бы он оказался неспособным доказать это при помощи Закона, писаний и пророков, тогда никто ему бы не поверил. Поэтому он опирался на библейские свидетельства. И опять были уверовавшие и те, кто скептически отнёсся к Павлу.

    Затем путь их лежал в Верию, где они также посетили синагогу. Тамошние евреи "...были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; и многие из них уверовали..." (Деян.17:11,12). Многие из этих евреев уверовали именно из-за того, что каждый день внимательно сопоставляли сказанное Павлом с тем, что сказано в Писаниях. Как сказал Иешуа: "Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверил, бы и Мне, потому что он писал о Мне". (Иоанн 5Я6)

    Из Верии Павел отправился в Афины, где увидел, что город наполнен идолами: "...Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога (язычниками), и ежедневно на площади со встречающимися" (Деян.17:16,17)
    Реакцией Павла на идолопоклонство в Афинах было посещение синагоги. Он рассуждал о том, что Бог заповедал евреям быть светом для язычников, чтобы принести Его спасение во все концы земли.
    Язычники Афин находились во тьме по своему собственному выбору, но не было никого, кто нёс бы им свет. Поэтому Павел призвал евреев, проживавших в Афинах, следовать Царю-Мессии и нести спасение всем язычникам, во все концы земли.

    Далее в Коринфе "Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов". (Деян.18Я) Как и в других местах, были и уверовавшие, и неуверовавшие. Были и такие, что отвергли послание и с горячностью противоречили ему. Павел так же горячо отвечал им: "...кровь ваша на глазах ваших; я чист; отныне иду к язычникам". (Деян.18:6)
    Павел считал, что его обязанность подобна той, которую Бог возложил на Иезекииля. Бог сказал Иезекиилю, что тот должен был предостерегать людей и призывать их отвратиться от грехов, и если бы он не сделал этого, их кровь была бы на нём. Но если Иезекииль предостережёт их, то, вне зависимости от того, послушают они его или нет, он избавит и освободит свою душу. (Иез.3,33)
    Павел использует пророческие слова, чтобы дать им понять: "Я вас предупредил. Теперь ваша кровь на вас. Свою душу я избавил". Практически те же слова он говорит пресвитерам Ефесской церкви: "Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех; Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию". (Деян.20:26,27)
    Когда Павел сказал в Коринфе "отныне иду к язычникам", он не имел в виду, что больше никогда не пойдёт к евреям, но дал понять, что идёт также и к язычникам. Он вошёл в дом, находящийся рядом с синагогой, и начальник синагоги, и весь дом его уверовал в Иешуа. (Деян.18:8)
Новый начальник синагоги Сосфен, был очень огорчён этим, и привёл Павла в суд, надеясь, что его посадят в тюрьму и накажут. Судья не проявил интереса к рассмотрению этого дела, и Сосфен был избит группой праздных людей, проводивших время возле помещения суда. Позже Сосфен уверовал и вместе с Павлом путешествовал, неся Благую Весть.(см. 1Кор.1:1)

    В Кенхреях Павел обрил голову, соблюдая обет согласно Закону Моисея. (Деян.18:18) Затем в Ефесе он посещает синагогу, чтобы там побеседовать с иудеями. (Деян.18:19) Им хотелось, чтобы Павел побыл у них подольше, но ему нужно было идти, и Павел покидает их, пообещав по возможности вернуться. По возвращении в Ефес Павел опять идёт в синагогу, где проповедует три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. (Деян.19:8)
    Павел соблюдал Пасху в диаспоре, но прервал своё служение, чтобы присутствовать в Иерусалиме на Шавуот, т.е. в Пятидесятницу. (Деян.20:6,16) Он соблюдал пост, предписанный в Йом Киппур. (Деян.27:9). Как еврей, Павел соблюдает все праздники, данные Господом.

По прибытии в Иерусалим Павел встречается с Иаковом и другими мессианскими еврейскими лидерами, чтобы рассказать им, какие великие дела Бог творит среди гоим, язычников. Услышав это, они прославили Бога за то, что Он позволил язычникам прозреть.
    Был, однако, один очень важный вопрос, который нужно было выяснить раз и навсегда. "Они же, выслушавши, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они — ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберётся народ; ибо услышат, что ты пришёл. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет; Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтоб остригли себе голову, — и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон". (Деян. 21:20-24)

     Десятки тысяч верующих. евреев Иерусалима, в том числе и апостолы, очень ревностно относились к соблюдению Закона Моисея. До них дошли слухи о Павле, которые утверждали, что Павел учит евреев отказываться от Закона Моисея, перестать делать обрезание детям и отказаться от еврейских традиций. Но лидерам также была известна несостоятельность этих слухов. Было необходимо, чтобы Павел ясно и недвусмысленно опроверг эти слухи.
    Там же находилось четверо евреев — последователей Иешуа, давших обет, подобный тому, который ранее давал сам Павел. Павел очистился в соответствии с Законом Моисея, заплатил за храмовые жертвы по завершении времени очищения, чтобы показать раз и навсегда, что, как еврей, он действует согласно Закону Моисея и еврейским традициям.
    [В греческом тексте есть одно слово ефесин, обозначающее традиции народа в целом. Есть и другое слово — парадосин, указывающее только на традиции фарисеев.]

    Традиционное учение Церкви гласит, что на самом деле эти слухи были истинны, т.е. Иаков и другие лидеры ошибались, так как Павел не придерживался Закона Моисея и не соблюдал еврейских традиций. Имеется в виду, что Павел намеренно обманул других апостолов и всех остальных, лицемерно делая то, что он открыто презирал. Те, кто учит этому, предполагают, что, выйдя из Иерусалима, он продолжал учить евреев несоблюдению Закона Моисея, договора обрезания, заключённого Богом с Авраамом, и традиций еврейского народа.. Другими словами, они учат, что Павел был обманщиком и лицемером.

   Традиционное церковное учение обвиняет Павла в серьёзных "промахах" или "компромиссах". И если традиционное учение верно, обвинения против Павла могли бы быть ещё значительнее. Он был бы виновен в ужаснейшем лицемерии и наиболее злостном обмане, который только можно представить. Он бы принуждал людей поверить тому, что наверняка привело бы их к проклятию и осуждению.

    Еврейские верующие диаспоры ясно видели, какой образ жизни Павел ведёт среди них, им было известно, чему он учил евреев и язычников. Если бы Павел обманывал братьев в Иерусалиме, верующие диаспоры без труда смогли бы обличить его. Как, впрочем, неверующие. Если бы Павел вёл себя двулично, Иаков и лидеры Иерусалимской общины отлучили бы его. Основанные апостолами общины ревностно следовали Закону Моисея. Если бы Павел учил евреев отказаться от Божьего Договора с Авраамом и перестать обрезывать своих детей, тогда Павел считался бы отступником и от общения с ним все бы отказались. Если бы он учил евреев отказаться от учения Моисея, оставить свои обычаи и перестать быть евреями, его сочли бы отступником. Это означало бы, что он отрёкся от Мессии Иешуа, Царя евреев, и от его грядущего Царствования. Иешуа же пришёл для того, чтобы Израиль мог исполнить своё призвание, а не отрёкся от него.

    Павел заявляет: "Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми". (Деян.24:16) Он также говорит о "...путях моих в Мессии Иешуа, как я учу везде во всякой церкви". (1Кор.4:17) Павел согласен с утверждением Иешуа о том, что принятие славы от людей, а не от Бога делает веру невозможной. (Иоанн 5:44) "У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы и рабом Мессии". (Гал.1:10) Такое заявление является прямой противоположностью утверждениям о том, что Павел компрометирует себя, обманывает и совершает грубые ошибки, пытаясь угодить людям.
Традиционная теология была неспособна согласовать еврейский образ жизни, который вёл Павел, с посланием, которое он нёс как апостол язычников.

Разница между "двумя Павлами" имеет такую же природу, как провозглашённое Иерусалимским Советом: "Но, что касается язычников..." Евреи, конечно, должны оставаться евреями, но верующим язычникам не нужно было становиться евреями, чтобы служить Царю евреев.."
    Что касается самого Павла, как было сказано им римским властям (Деян.22:3) и евреям (Деян.21:39): "Я Иудеянин". Более того, выступая в свою защиту в суде перед Синедрионом, он говорит: "...мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят". (Деян.23:6)

    Павел прошёл не один суд, на которых те, кто хотели его смерти, обвиняли его в нарушении Закона Моисея и осквернении Храма. Защищаясь перед правителем Феликсом, Павел сказал: "И не могут доказать того, в чём теперь обвиняют меня; но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках". (Деян.24:13-14)
Павел верил тому, что соответствовало Закону и пророкам, и отказывался от всего того, что противоречило им. Будучи евреем, он сохранял еврейскую веру. "Имея надежду на Бога, что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают посему и сам подвизаюсь иметь непорочную совесть пред Богом людьми". (Деян.24:15,16) У Павла была истинно библейская надежда.

    Павел всегда отождествлял себя с Израилем и еврейским народом "После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу мо ему и приношения". (Деян.24:17) Очистившись согласно Закону Моисея, он был арестован сразу после принесения жертв в Храме.
    Два года спустя, стоя перед новым правителем, Фестом, Павел сказал: "...я не сделал никакого преступления ни против закона Иу дейского, ни против храма, ни против кесаря". (Деян.25:8) Лгал л, Павел правителю и римскому суду? Его обвинители привели бы свидетелей и доказательства, если бы у них были таковые, чтобы обличить эту ложь. Но они были неспособны сделать это. Они не смогли показать, в чём Павел нарушил Закон Моисея.
    Стоя перед Фестом и царём Агриппой, Павел утверждает: "И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога наших отцам... Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетель. ствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чём пророки и Моисей говорили, что это будет". (Деян.26:6,22). Он заявляет что его послание идентично тому, что провозглашали Моисей и пророки. Никто не смог доказать обратного.

    Павел апеллирует к кесарю, чтобы доказать свою невиновность, впоследствии его отсылают в Рим. По прибытии в Рим он был помещён под домашний арест и не смог пойти в синагогу. Итак, "Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! Не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судивши меня, хотели освободить, потому что нет во мне никой вины, достойной смерти..." (Деян.28:17-18)
   Лгал ли Павел или говорил правду? Еврейские лидеры установили день, в который все желающие могли услышать Павла. "И назначивши ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иешуа из закона Моисеева и пророков". (Деян.28:23)
    Если бы Павел не мог представить свидетельства того, во что он верил, из Закона и пророков, никто бы не поверил ему. Он сам бы не поверил в это.

    Если бы кто-либо смог доказать, что вера и образ жизни Павла не были еврейскими, его посчитали бы виновным в чрезвычайно серьёзном преступлении. Рим признавал некоторые религии законными. Любой, перешедший в другую религию, был виновен в "атеизме", т.е. в отказе от богов, одобренных и разрешённых властями. Позже это легло в основу римских судов против еврейских и языческих последователей Иешуа. Вопрос был не в стратегии, но в подлинности. Кем был Павел? Был ли он верным своему еврейству?
         Годы спустя, будучи закованным в цепи в камере римской тюрьмы, Павел пишет своё последнее письмо Тимофею: "Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днём и ночью". (ЭТим.1:3) Встретившись лицом к лицу со смертью, он мог убеждённо молиться, как тот, кто верно шёл по пути, показанному Богом Израилю много лет назад. Это и есть Павел-еврей; то, кем он был, каким он видел себя и то послание, которое он нёс людям.

 

Навигация по страницам:

 

 

Mатериал размещён в некоммерческих и просветительских целях

Все права принадлежат Даниилу Груберу © 2003

© 2003 by Dan Gruber. All rights reserved.

 

 

TopList