Глава  | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | 16  | 17  | 18  | 19  | 20  | 21  | 22  | 23  | 24  | 25  | 26  | 27  | 28
В оглавление

ГЛАВА 12

  1. В то время шёл Йешуа как-то в ШаббатK через пшеничные поля. Его талмидим были голодны, и потому стали срывать колосья и есть их.
  2. Увидев это, п'рушим сказали ему: "Смотри! Твои талмидим нарушают Шаббат".K
  3. Но он сказал им: "Разве вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и бывшие с ним проголодались?
  4. Он вошёл в Дом Божий и ел Хлеб Присутствия, что было запрещено делать и ему и его спутникам, - это разрешено только коганим.K
  5. Или вы не читали в Торе, что в Шаббат коганим нарушают Шаббат, но всё же невиновны?K
  6. Говорю вам, здесь, на этом месте есть нечто более великое, чем Храм!
  7. Если бы вы знали, что значит "желаю более сострадания, нежели приношения в жертву животных"  (Ошэйа - Осия 6:6) вы бы не осуждали невинных.
  8. Так как Сын Человеческий - Господин Шаббата".
  9. Идя оттуда далее, он вошёл в синагогу.
  10. У одного человека там была сухая рука. Ища повод обвинить его в чём-либо, они спросили его: "Разрешено ли исцелять в Шаббат"
  11. Но он отвечал: "Если у вас есть овца,K и в Шаббат она упадёт в яму, кто из вас не возьмёт и не вытащит её?
  12. Насколько же более ценен человек по сравнению с овцой! Потому, творить добро - вот что разрешено в Шаббат".
  13. Затем сказал он тому человеку: "Протяни руку". И как только он протянул руку, она стала здоровой, как и другая.
  14. Однако п'рушим вышли и начали тайно совещаться, как бы расправиться с Йешуа. 3ная об этом, он покинул ту область.
  15. Множество народа последовало за ним; и он исцелил их всех,
  16. но предупредил, чтобы они не разглашали о нём,
  17. чтобы исполнилось сказанное через пророка Йеша'ягу:
  18. "Вот мой слуга, которого я избрал, любимый мной, которым я весьма доволен; я возложу на него Дух мой, и он провозгласит правосудие язычникам.
  19. Он не будет сражаться и кричать, никто не услышит его голоса на улицах;
  20. он не переломит надломленный тростник и не погасит тлеющий фитиль, пока не приведёт правосудие к победе.
  21. На него будут надеяться язычники".K  (Йешайягу - Исайя 42:1-4)
  22. 3атем какие-то люди принесли ему человека, бывшего во власти бесов, слепого и немого,K и Иешуа исцелил его, так что тот мог и говорить, и видеть.
  23. Люди в толпе были изумлены и спрашивали: "Не он ли Сын Давида?"
  24. Но когда это услышали п'рушим, они сказали: "Этот человек изгоняет бесов с помощью Ба'ал-зибула, повелителя бесов".
  25. Однако зная, о чём они думали, Йешуа сказал им: "Каждое царство, разделяющееся внутри себя, будет разрушено, и всякий город или семья, разделяющееся внутри себя, не выстоит.
  26. Если Сатан изгоняет Сатана, он разделился внутри себя; как же его царство может уцелеть?
  27. Кроме того, если я изгоняю бесов с помощью Ба'ал-зибула, то с чьей же помощью ваши люди изгоняют их?K Итак, пусть они будут вам судьями!
  28. Но если я изгоняю бесов Духом Божьим, тогда Царство Бога пришло к вам!
  29. "Или как может кто-либо ворваться в дом сильного человека и убежать с его имуществом, если прежде он не свяжет того человека? Только после этого он сможет ограбить его дом.
  30. "Те, кто не со мной - против меня,K а те, кто не собирают вместе со мной - растрачивают понапрасну.
  31. Поэтому я говорю вам, что людям простится любой грех и богохульство, но оскорбление Руаха ГаКодеш не будет прощено.K
  32. Можно оскорбить Сына Человеческого, и это простится; но если кто-то не перестаёт оскорблять Руаха ГаКодеш, не будет прощено ему ни в 'олам газе, ни в 'олам габа.
  33. "Если считаете дерево хорошим, то и его плоды должны быть хорошими; если же считаете дерево плохим, то и его плоды должны быть плохими; потому что дерево познаётся по плодам.
  34. 3меи! Как вы, будучи злыми, можете сказать что-либо доброе? Ведь уста говорят то, что переполняет сердце.
  35. Добрый человек из своего доброго хранилища выносит наружу доброе, а злой из своего злого хранилища выносит наружу злое.
  36. Более того, вот что я скажу вам: в День Суда людям придётся давать ответ за каждое небрежное слово, сказанное ими;
  37. потому что своими собственными словами будешь оправдан и своими же собственными словами будешь осуждён".
  38. На это некоторые из учителей Торы сказали: "Раби, хотим увидеть от тебя чудесное знамение".
  39. Он отвечал: "Злое и прелюбодейное поколение просит знамения? Нет! Никакого знамения не будет ему дано, кроме знамения пророка Йоны.
  40. Ибо подобно тому, как ЙонаK был три дня и три ночи в брюхе морского чудовища  (Йона - Иона 1:17) так же и Сын Человеческий будет находиться три дня и три ночи в глубине земли.
  41. Народ Ниневе встанет в День Суда вместе с нынешним поколением и осудит его, потому что они обратились от своих грехов к Богу после проповеди Йоны, но тот, кто находится сейчас здесь, больше Ионы.
  42. Царица ЮгаK встанет в День Суда вместе с этим поколением и осудит его, потому что она пришла от края земли послушать мудрости Шломо, но тот, кто сейчас здесь, больше Шломо.
  43. "Когда нечистый дух выходит из человека, то он странствует по засушливым местам и не находит себе покоя.
  44. Тогда он говорит себе: "Возвращусь-ка я в дом, который покинул". Когда он приходит туда, то обнаруживает, что дом пуст, чисто выметен и убран.
  45. Тогда он идёт и берёт с собой семерых других духов, ещё злее, нежели он сам, и они приходят туда жить, так что в конечном счёте человек становится ещё хуже, чем был до того, Именно так и .будет с этим грешным поколением".
  46. Он всё ещё разговаривал с людьми, когда пришли его мать и братьяK и стояли снаружи, передавая, что хотят поговорить с ним.
  47. *K
  48. Но он ответил тому, кто сообщил ему об этом: "Кто моя мать и кто мои братья?"
  49. Указывая на талмидим, он сказал: "Смотри! Вот моя мать и братья!
  50. Исполняющий то, чего желает мой небесный Отец - он мне брат, и сестра, и мать".K
назад  |  вперед

Глава  | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | 16  | 17  | 18  | 19  | 20  | 21  | 22  | 23  | 24  | 25  | 26  | 27  | 28

Стих 1. Шаббат. Ивритское слово вошло в русский язык как "суббота". Библейская концепция одного дня в неделю, в который нужно отдыхать от повседневных дел и забот, не имеет близких параллелей в древнем мире. Четвёртая заповедь (Исход 20:8-11, Второзаконие 5:12-14) связывает Шаббат с тем фактом, что Бог отдыхал после шести дней творения (Бытие 2:1-3). Этот день уравнивает всех, ведь всем надлежит отдыхать; заповедь также отделяет Шаббат как святой день, в который должно чтить Бога.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 2. Нарушают Шаббат. Греческий текст говорит буквально: "делают незаконное в Шаббат", то есть делают то, что по мнению п'рушим противоречило Торе. Спор шёл не по поводу того, разрешено ли срывать колосья с чужого поля - это ясно позволено во Второзаконии 23:26(25). Речь шла о том, можно ли делать это в Шаббат. За этим, казалось бы, незначительным вопросом скрывается целая проблема: является ли фарисейская традиция Божьим откровением и должны ли все евреи её соблюдать. Фарисеи развивали то, что традиционный иудаизм называет Устной Горой, позднее записанной в Мишне, Гемаре и других работах. Этот вопрос исследуется далее в 18:18-20&К и Map.7:5-1 З&К. Согласно Устной Торе, в том виде, как она записана в Мишне (Шаббат 7:2) в Шаббат запрещены 39 видов м'лаха (работы), а именно те, которые были запрещены в Шаббат во время строительства скинии. Один из них - жатва, другой - молотьба. В стихе 1 сказано, что талмидим срывали колосья; в параллельном отрывке Лук.6:1 они, кроме того, растирали их руками, что могло считаться молотьбой. В этом и есть суть обвинений порушим, направленных против учеников, и, косвенно, против Иешуа, который был ответственен как учитель за их поведение.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 3-4. Хотя Левит 24:5-9 позволяет только коганим есть Хлебы Присутствия, выставляемые перед ковчегом завета в Доме Божьем (скинии), книга ИДарств 21:1-6(2-7) повествует о том, как Царь Давид и священник Ахимелех нарушили мицву Письменной Торы, которую п'рушим считали более авторитетной, нежели Устную. Здесь подспудно проявляется аргумент кал в'хомер (6:ЗОК).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 5. Тора сама подчёркивает, что некоторые мицвот более важны, нежели другие (см. Йохн.5:22-23, Гал. 2:12). Соблюдать Шаббат важно, но ещё важнее жертвоприношения (Числа 28:1-10), поэтому коганим работают в Шаббат для того, чтобы приносить их. ("Служение в храме превосходит Шаббат", Шаббат 1326.).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 11. Овца. В Шаббат необходимо спасать жизнь животного. Однако не ясно, считалось ли в первом веке вытаскивание овцы из ямы нарушением правила о том, что в этот день нельзя ничего носить. Согласно современной галахе, это было бы нарушением.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 18. Исайя 42:1-4 - это первый из нескольких отрывков Исайи (гл. 42-53), повествующих о "страдающем слуге". Некоторые из них - относятся, прежде всего, к народу Израиля, другие - к Мессии. Этот факт подчёркивает отождествление Мессии Йешуа с еврейским народом, как уже было отмечено выше, в ст. 2:15К.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 22. Хотя в Израиле были люди, занимавшиеся изгнанием бесов (ст. 27, Деян.19:13), всё же изгнание беса слепоты, глухоты и немоты было великим чудом, которое ожидалось только от Мессии (см. 8:1-4К), ведь с этим бесом невозможно было говорить как с легионом демонов (Map.5:1-20). Сравните ответ Йешуа ученикам Йоханана (выше, 11:5) о том, что "слепые видят...глухие слышат".

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 27. С чьей же помощью ваши люди изгоняют их? Подразумеваемый ответ: также с помощью Противника. Исцеления и чудеса от дьявола возможны, и многие попадаются на эту удочку (Исход 7:22, 8:7; ниже в ст. 24:24&К). Люди, вовлечённые в оккультизм и лжерелигии из-за увиденных ими чудес, избрали широкий путь, ведущий к разрушению, а не узкие врата и трудную дорогу, ведущие к жизни (7:13-14).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 30. Те, кто не со мной - против меня (также Лук.11:23). Здесь и в последующих семи стихах п'рушим даётся последний шанс объединиться с Йешуа. В целом, здесь даётся стандарт, по которому талмид может проверить себя: если он не стоит активно на стороне Йешуа, то он на стороне Противника. В Марке 9:40 находим противоположное утверждение: "Ибо кто не против нас, тот за нас", (также в Лук.9:50); кажущееся противоречие объясняется контекстом. В книге Марка Йешуа предупреждает талмидим, что нельзя преждевременно делать выводы о том, что тот, кто не на стороне Йешуа, обязательно против него. Тот же стих даёт критерий, как можно оценивать людей на основании дел талмида: если кто-то не противостоит активно талмиду, то он, по сути дела, союзник, а не противник.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 31-32. Оскорбление Руаха ГаКодеш может состоять либо:

  1. в настойчивом отвержении Евангелия, несмотря на то, что Святой Дух доказал его истинность, либо
  2. в приписывании чудес Духа Святого Противнику (Сатану); в данном контексте оба этих варианта почти равносильны (были предложены и другие интерпретации этого отрывка).

'Олам Газе...'олам /'аба, "этот мир... грядущий мир". Эти концепции являются частью традиционного иудаизма. Второе может означать либо Тысячелетнее Царство (Откровение 19-20; см. 1 Фес.4:156-17К) или Вечное Царство, которое последует за Судным Днём (Откровение 21-22).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 40. Иона (Иона) был послан с пророчеством к язычникам в Ниневе (Ассирия).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 42. Царица Юга, т.е. Царица Савская (3 Царств 10:1-10, 2 Паралипоменон 9:1-12), также не была еврейкой.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 46. Братья. В 13:55 даны их имена. Римско-католическая традиция считает, что эти "братья" на самом деле были дальними родственниками, отсюда и произошла доктрина о том, что Мирьям оставалась девственницей всю свою жизнь (см. 1:25К). Ивритское ах ("брат") может иметь более широкое значение нежели греческое адельфос, и синоптические евангелия, у которых, скорее всего, были ивритские или арамейские предшественники, вполне могут употреблять адельфос в широком смысле. Однако тот факт, что, Павел упомянул о братьях Йешуа по-гречески в письмах, адресованных грекам, даёт возможность предположить, что это слово, скорее всего, имело узкое значение. Протестанты относят это слово к детям Мирьям, рождённых после Йешуа; они, по сути, были сводными братьями, ведь их отцом, в отличие от Йешуа, был Йосеф.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 47. * Некоторые манускрипты добавляют стих 47: Кто-то сообщил ему: "Твоя мать и братья стоят снаружи и передают, что хотят поговорить с тобой".

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 48-50. Здесь приведён первый из нескольких случаев, в которых некоторые видят непочтительное и надменное отношение Йешуа к своей семье, несмотря на то, что в других местах он подчёркивал важность пятой заповеди (19:19) и даже спорил об этом с п'рушим (1.5:4-6). Почему семья хотела его видеть? Мы не знаем этого точно, но нам известно, что его братья не понимали его служения (Йохн.7:2-9), а его мать, хотя и получила ранее откровение через архангела Гаври'эля (Лук.1:26-56), а также через Шимона и Хану (Лук.2:25-38), часто была озадачена действиями Йешуа (например, Лук.2:41-51), тем не менее, иной раз доверяя ему (Йохн.2:3-5). Возможно, родственники принесли Йешуа еду, беспокоясь о его благополучии или же, опасаясь врагов, хотели остановить или даже схватить его (подобно его друзьям, в Map.3:21). При таких обстоятельствах, в разгар служения и споров, Йешуа дал понять, что хотя кровные узы важны, узы духовной семьи значительно крепче. Ответ Йешуа свидетельствует не о его неуважении, но о желании указать на Царство Небес. В конце концов, его родственники присоединились к этой духовной семье (Деян.1:14, Гал.1:19).

Вернуться к чтению Доброй Вести

назад  |  вперед