Глава  | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | 16  | 17  | 18  | 19  | 20  | 21  | 22  | 23  | 24  | 25  | 26  | 27  | 28
В оглавление

ГЛАВА 14

  1. В это же время Ирод, областной правитель,K услышал о славе Йешуа
  2. и сказал своим прислужникам: "Должно быть, это Йоханан Погружающий. Он воскрес из мёртвых, потому и действуют в нём чудотворные силы".
  3. Ибо Ирод взял Йоханана под стражу, заковал в цепи и бросил в темницу из-за Иродиады,K жены его брата Филиппа;
  4. так как Йоханан сказал Ироду: "Ты нарушаешь Тору, имея её женой".K
  5. Ирод хотел казнить Йоханана, но боялся народа, по мнению которого Йоханан был пророком.
  6. Однако во время празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала перед собравшимися и доставила Ироду такое удовольствие,
  7. что тот клятвенно обещал дать ей всё, о чём бы она не попросила.
  8. По подсказке матери она сказала: "Дай мне прямо здесь на блюде голову Йоханана Погружающего".
  9. Царь очень огорчился; но чтобы сдержать клятвы, данные им перед зваными гостями, велел исполнить её желаниеK
  10. и послал слуг обезглавить Йоханана в темнице.
  11. Голову принесли на блюде и дали девушке, а она отдала её своей матери.
  12. Пришли талмидим Йоханана, забрали тело и похоронили его; потом пошли и рассказали Йешуа.K
  13. Услышав об этом, Йешуа сел в лодку и удалился в пустыню, чтобы побыть там в одиночестве. Но люди узнали об этом и из всех городов последовали за ним по суше.
  14. Поэтому, когда он сошёл на берег, то увидел огромную толпу; и полный сострадания к ним, исцелил больных.
  15. Когда уже вечерело, талмидим подошли к нему и сказали: "Это отдалённое место, и уже поздно. Отошли людей, чтобы они пошли и купили себе еды в селениях".
  16. Но Йешуа ответил: "Им не нужно уходить. Вы сами дайте им что-нибудь поесть!"
  17. Они ответили: "У нас с собой только пять хлебов и две рыбы".
  18. Он сказал: "Принесите их мне".
  19. Велев народу сесть на траву, он взял пять хлебов и две рыбы и, взглянув на небо, произнёс б'раху.K Затем разломил хлебы и дал их талмидим, а те - людям.
  20. Все ели вдоволь и набрали двенадцать полных корзин оставшихся кусков.
  21. Тех, кто ели, было около пяти тысяч мужчин, не считая женщин и детей.K
  22. Тотчас он велел своим талмидим сесть в лодку и переправиться на другой берег прежде него, пока он отпустит народ.
  23. Отпустив людей, он поднялся на холм, чтобы помолиться в одиночестве. Настала ночь, и он был там один.
  24. Но к тому времени, борясь с волнами и встречным ветром, лодка была уже в нескольких километрах от берега.
  25. Около четырёх часов утра он подошёл к ним, ступая по поверхности озера!
  26. Когда талмидим увидели, как он идёт по озеру, они были в ужасе. "Это призрак!" - сказали они и закричали от Страха.
  27. Но Йешуа сейчас же заговорил с ними. "Смелее, - сказал он, - это я. Не бойтесь".
  28. Тогда Кифа позвал его: "Господь, если это в самом деле ты, скажи, чтобы я пришёл к тебе по воде".
  29. "Иди!"- сказал он. И Кифа вылез из лодки и пошёл по воде к Йешуа.
  30. Но увидев ветер, испугался, и начав тонуть, закричал: "Господь! Спаси меня!"
  31. Йешуа тут же протянул руку, ухватил его и сказал: "Как мало веры!K Почему ты засомневался?"
  32. Когда они вошли в Лодку, ветер утих.
  33. Люди в лодке пали ниц перед ним и воскликнули: "Ты действительно Божий сын!"
  34. Переправившись через озеро, они высадились в Гиносаре.K
  35. Когда жители той местности узнали его, они послали сообщить об этом по всей округе и принесли к нему всех больных.
  36. Они умоляли его, чтобы он позволил больным лишь коснуться цицитг. на его одежде, и каждый, кто прикоснулся, полностью исцелился.
назад  |  вперед

Глава  | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | 16  | 17  | 18  | 19  | 20  | 21  | 22  | 23  | 24  | 25  | 26  | 27  | 28

Стих 1. Ирод Антипа, сын Ирода Великого (см. 2:1), правил в Галиле и Пирее, 4 г. до н.э.-39 г.н.э.

Областной правитель, греч. тетрархос, "правитель четверти" страны. Царство Ирода Великого было разделено не на четыре, а на три части, в каждой из которых правили его сыновья. См. Лук.З:1.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 3. Иродиада, дочь Аристобула, который был одним из пятнадцати сыновей Ирода Великого, хотя о нём и нет упоминания в тексте Нового Завета. Она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом (но не Филипп Луки 3:1), который был отцом её дочери Саломеи (ст. 6; имя не упоминается в Новом Завете, но известно от Иосифа Флавия). Иродиада оставила Филиппа и стала любовницей его сводного брата Ирода Антипы (ст. 4).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 4. Йоханан, истинный пророк, не уклонялся от того, чтобы говорить даже самым высокопоставленным то, что они менее всего желали слышать. Имея её женой, буквально "иметь её" - это преступление Торы (Левит 18:16, 20:21).

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 9. Заметьте здесь и в ст. 5, что Ирод в первую очередь думает о том, что о нём скажут люди.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 12. В своей работе "Иудейские древности" 18:5:1 Иосиф Флавий отмечает, что Ирод Антипа был разгромлен в войне против Ареты, царя Аравийской Петрии, и добавляет:

"И вот некоторые евреи посчитали, что поражение армии Ирода совершенно справедливо пришло от Бога, как наказание за то, что он сделал с Иоанном, которого называли Крестителем; ибо Ирод убил его, хорошего человека, который заповедовал евреям жить добродетельно, поступая праведно друг с другом, и благочестиво пред Богом, и таким образом прийти к крещению; ибо омовение [водой] было бы приемлемо, если бы они приобретали пользу от него, не только в оставлении [или прощении] некоторых [только] грехов, но и в очищении тела: всё же предполагая, что душа была прежде тщательно очищена праведностью. И вот, когда [многие] другие присоединились к людям, собравшимся вокруг него, ибо они были под сильным воздействием [или довольны], слыша его слова, Ирод, опасавшийся, что огромное влияние Иоанна на людей могло позволить ему возыметь власть и замыслить поднять восстание, [ибо было похоже, что они сделают всё, что он посоветует им,] подумал, что будет лучше умертвить его, не допустив, тем самым, вреда, который он мог бы нанести, и избавить себя от трудностей, пощадив человека, который заставит его раскаиваться в этом, когда будет уже слишком поздно. Таким образом, по причине подозрительности Ирода, он был заключён в крепости Махерус, о которой я упоминал прежде, и там умерщвлён. И вот евреи думали, что разгром этой армии был ниспослан на Ирода в качестве наказания и знака Божьего недовольства им". (Древности 18:5:2, перевод Уильяма Уистона, 1682)
Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 19. Взглянув на небо. В шести местах отмечено, что Йешуа молился с открытыми глазами (здесь; Map.6:41, 7:34; Лук.9:16; Йохн. 11:41, 17:1). Сегодня все евреи, в целом, поступают также, христиане же молятся с закрытыми глазами. В Библии на этот счёт нет никакой заповеди. В эпоху, когда люди легко отвлекаются, сконцентрироваться на Боге можно, закрыв глаза. С другой стороны, те, кто предпочитает молиться с открытыми глазами, берут пример с Мессии. Словосочетание "на небо" может иметь и второе значение "на Бога" (см. 3:2 К).

Он произнёс б'раху. Это русско-еврейское словосочетание' означает "произнёс благословение". Греческое слово здесь -евлогео, "благословлять, хорошо отзываться"; в других местах чаще используется слово евхаристо, "благодарить". И хотя текст не говорит об этом конкретно, разумно предположить, что он произнёс традиционную б'раху ("благословение"; см. 9:8К), которую евреи говорят перед приёмом пищи, включающей в себя хлеб, вот уже более двух тысяч лет: Барух эта, Адонай ЭлоГейну, Мелех-га'олам, гаМоци лехем мин га'арец ("Благословен ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, взрастивший хлеб из земли"). Два замечания о еврейском благословении над пищей. Во-первых, благословение перед едой коротко. Более длительное благословение "Благодать" (Биркат-ГаМазон) произносится после приёма пищи. Похоже, в этом есть смысл: благодарение Богу производится за что-то полученное от него; более того, наполнив желудок, можно расслабиться и выразить своё удовлетворение в более длительной молитве; но если молитва многословна и произносится на пустой желудок, внимание молящихся легко переходит с Небес к столу. Во-вторых, объектом благословения является Бог, а не пища. Нет необходимости в том, чтобы, подобно o многим христианам говорить: "Господь, благослови эту пищу для тел наших"; так как пища - это уже Божье благословение для нас! (Бытие 1:29, 9:3-4) Скорее, мы благодарим его за то, что он даёт нам её. См. также ниже, 26:26-27&К.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 21. Пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Подобным чудом творения Елисей накормил сто человек двадцатью хлебами (4Царств 4:42-44). Здесь Йешуа накормил примерно десять тысяч человек меньшим количеством хлеба.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 31. Как мало веры! - у Кифы, хотя мгновение назад его вера была велика (ст. 29). Вера всегда существует только в настоящем времени; она не растёт подобно денежному счёту в банке (см. Яак.1:6-7). Обличение Йешуа восстановило веру: обратно в лодку Кифа пришёл по воде (ст. 32). Из этого мы узнаем ценность верно обоснованного обличения, обращённого к духовно отзывчивым, то есть к открытым для исправлений людям.

Вернуться к чтению Доброй Вести

Стих 34. Гиносар (Геннисарет), северная часть современной Тверии. Место, где в 1985 году была обнаружена рыболовная лодка времён Йешуа, находящаяся теперь в экспозиции Кибуца Ноф-Гиносар.

Вернуться к чтению Доброй Вести

назад  |  вперед