ОБСУЖДЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМЕ

назад |  меню |  вперед
      Петр и остальные еврейские верующие были поражены тем, что Бог излил Святого Духа на необрезанных Язычников. Это было за пределами их понимания. Дух Святой был частью Божьего Нового Завета с домом Израиля и домом Иуды, (см. Иез. 36:22-27) Тот факт, что Язычники приняли Святого Духа означал их вступление в Новозаветные отношения с Богом Израиля. Как же могут Язычники принять Духа Святого, не став прозелитами?
      Язычники-прозелиты могли бы принять Духа Святого, так как они уже стали частью Израиля. Прозелиты вступали в завет Закона. Они были обрезаны. Разве не для всех Язычников, желавших присоединиться к Израилю, было необходимо обрезание, заповеданное Богом Аврааму?
      Разве Бог не ясно говорит об этом в Танахе? Израиль был жестоко наказан за принятие необрезанных Язычников и их путей. Бог также ясно указал на то, что однажды Он соберет к себе всех Язычников, но это будет в святости, т.е. в обрезании.
      Господь сказал Иезекиилю в изгнании: "И скажи мятежному дому Израилеву: так говорит Господь Бог: довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими...
      Так говорит Господь Бог: никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот сын чужой, который [живет] среди сынов Израиля". (Иез. 44:6-9)
      Иисус сказал: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас". (Мф. 23:15) Иисус не выступал против их ревности в обращении прозелитов, Он был против того, во что они превращали этих прозелитов. Внешне книжники и фарисеи делали вид, что приобретают последователей для Господа, но на самом деле они обращали людей в ад.
      Когда Дух Святой был излит в день Пятидесятницы, среди наблюдающей толпы были прозелиты, (см. Деян. 2:10) Николай, "прозелит из Антиохии [букв. nep.", был одним из "семи человек изведанных, исполненных Духа Святого и мудрости" (Деян. 6:3, 5) Для Язычников, искавших праведности, не было другого способа присоединения к Израилю.
      "Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и Язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними". (Деян. 11:1-3) Петр, неужели ты ничего не понял? Неужели снова должен придти Неемия и "сделать за это выговор и проклинать тебя, и Вить, рвать у тебя волоса и заклинать тебя Богом, чтобы ты отделился от Язычников?" (см. Неем. 13)
      "Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря в городе Иоппии я молился... услышал я голос, говорящий мне... Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь... Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым.
      Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Мессию, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и Язычникам дал Бог покаяние в жизнь". (Деян. 11:4-18)
      То, что Бог делал, все еще было тайной, но по крайней мере было ясно, что Он совершает нечто новое. Бог и Язычникам даровал покаяние, ведущее к жизни. Были обрезаемы их сердца, а не плоть. Что это означает было еще не понятно. Прошло много лет, а вопрос оставался не разрешенным.
      Тем временем Бог превратил молодого фарисея в Апостола для Язычников. Савл из Тарса стерег одежды свидетелей, в то время как они бросали первые камни в Стефана. "Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
      Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу". (Деян. 8:1-3)
      Если когда и был человек, ревновавший по Боге, но не по рассуждению, то им был Савл из Тарса. Если когда-нибудь был человек, в слепой ярости попиравший то, к чему сам стремился, им был Савл из Тарса. Если когда и был человек, которого Бог не мог достичь, им был Савл из Тарса. Разве он не тот Еврей, которого даже благодать Божия не могла восстановить?
      Когда "войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского". Двоюродный брат Иеремии пришел к нему, говоря: купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе". (Иер. 32:2, 8) По слову Господа Иеремия купил поле. "Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей". (Иер. 32:15) С обещанными разрушением и изгнанием, нависшими над городом, восстановление Израиля казалось невозможным.
      Итак, Иеремия молился: "о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Вот, насыпи достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдается в руки Халдеев, вбюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это.
      А Ты, Господи Боже, сказал мне: 'купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей, тогда как город отдается в руки Халдеев'. И было слово Господне к Иеремии: вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?" (Мер. 32:17, 24-27)
      Тот же самый Бог, который обещал разрушение и изгнание и совершил это, обещал вернуть жизнь и восстановление Израилю. Как такое возможно? Для Него нет ничего слишком трудного.
      "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим". (Деян. 9:1-2)
      В Дамаске был "некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске". (Деян. 22:12) Наверное, одна лишь мысль о том, что такой человек как Анания верил в Иисуса, приводила Савла в бешенство. Одна лишь мысль о Савле в бешенстве приводила Ананию в молитву.
      Анания знал о том, что Савл направлялся в Дамаск, "дыша угрозами и убийством против учеников Господа". Как позднее свидетельствовал Савл: "Я даже до смерти гнал [последователей] сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин... и, когда убивали их, я подавал на то голос... я шел [в Дамаск], чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание". (Деян, 22:4; 26:10; 22:5) Анания был "тамошним".
      Господь проговорил к Анании в видении: "Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
      Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
      Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое". (Деян. 9:11-16)
      Анания был мужем веры, верным человеком, и он отправился в послушании Господу. Случилось невозможное. Савл из Тарса прозрел и исполнился Духа Святого. Он стал учеником Иисуса из Назарета, но больше, чем просто учеником.
      Произошло невозможное. фарисей из фарисеев был послан призывать необрезанных Язычников к вере в Царя Иудейского. "В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители... Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их". (Деян. 13:1-3)
      "И быв в Саламине, проповедывали слово Ьожие в синагогах Иудейских". (ст. 5) Апостол Язычникам начал свое служение в синагоге. Он всегда начинал его в синагоге. Таким был порядок Евангелизации, от которого он никогда не отступал.
      "Они же, проходя от Пергии, прибыли в Амтиохию Писиоийскую и, войця в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники 'синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
      Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога [т.е. прозелиты]! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей. народ во время пребывания в земле Египетской... Он разделил им в наследие землю их... Он поставил им царем Давида... Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
      Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнил слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых...
      Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий". (ст. 14-39)
      Когда Петр или Филипп проповедовали, некоторые верили, некоторые нет. Так же было и когда проповедовал Павел. "Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из Язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией". (ст. 43)
      Затем стало происходить необычное. "В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел". (ст. 44, 45)
      Наверное, на Павла обрушились проклятия, однажды произносимые им самим -возможно именно те, которые исходили из его уст, когда он закрывал уши во время проповеди Стефана. Добиваясь уничтожения всех Евреев, веривших в Иисуса, Павел не удовлетворялся собственным богохульством. "По всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить [Иисуса] и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах". (Деян. 26:11)
      В Антиохии "Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к Язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет Язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли". (Деян. 13:46-47)
      Павел признал, что Бог призвал Израиль "быть светом Язычникам ...во спасение до края земли". Прежде, будучи ослеплен гневом, Павел искал уничтожить этот свет. Но теперь, когда его глаза открылись, ничто уже не могло удержать его от распространения этого света и исполнения своего призвания.
      В Антиохии Павел должен был обязательно проповедовать сначала Иудеям. Ответ зависел от них. Каким бы ни был этот ответ, Павел продолжал бы исполнять свое призвание Иудея, неся Евангелие Язычникам.
      "Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни". (ст. 48) Произошло абсолютно невозможное. Язычники, отвергавшие Бога и отвергнутые Им в течение двух тысяч лет стали толпами входить в Царство Божие. Бог принял их, и не как прозелитов, но как необрезанных Язычников.
      Павел и Варнава пошли из Антиохии в Иконию. "В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов". (Деян. 14:1) Иудеи, равно как и Эллины, принимали спасение.
      Из Иконии Павел и Варнава направились в Листру. В этот период Тимофей становится верующим. (Деян. 16:1, 2) "Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда [Апостолы] смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим". (Деян. 14:19) Когда побивали камнями Стефана, убедился ли Павел в том, что тот был мертв?
      Павел поднялся и пошел с Варнавой в Дервию проповедовать Евангелие, "они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников... рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви...". (ст. 20-23)
      "Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры Язычникам". (ст. 27)
      Бог отверз дверь веры Язычникам. Он послал Павла в эту дверь и дал ему откровение тайны Мессии. Но все еврейские верующие еще не знали и не понимали этой тайны.
      "Некоторые, пришедшие [в Антиохию] из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
      Итак, быв провожены церковью, они проходили финикию и Самарию, рассказывая об обращении Язычников, и производили радость великую во всех братьях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры Язычникам.
      Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что Должно обрезывать [Язычников] и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
      По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: 'мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих Язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их...
      Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди Язычников. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на Язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его.
      Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из Язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу". (Деян. 15:1-21)
      В Антиохии "произошло разногласие и немалое .состязание". Вопрос этот не был второстепенным. Его можно было сформулировать так: "Должны ли Язычники стать сначала Иудеями, чтобы быть Христианами?" "Будет ли Церковь полностью иудейской, или же будут допущены необрезанные Язычники?"
      Церковь в Антиохии умела молиться и слышать от Господа. Там были замечательные мужи Божий, (см. Деян. 13:1-3) Их мудрость подсказала им обратиться с данным вопросом к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме.
      Апостолы и пресвитеры в Иерусалиме не требовали, чтобы этот вопрос был представлен им на суд. Церковь в Антиохии попросила их об этом. Апостолы были научены Господом и Евангелие пришло из Иерусалима. Церковь по всему миру была и до сих пор является плодом их послушания Господу.
      Верующие в Финикии и Самарии с великой радостью приняли новость об обращении Язычников. Они радовались, что Язычники спасаются. Они просто точно не знали, что делать по этому поводу.
      Когда собрались апостолы и пресвитеры иерусалимской Церкви, возникло "долгое рассуждение". Это были испытанные мужи Божий, пострадавшие за веру и видевшие силу Божию. Они знали Писания и Господа.
      Но они обсуждали тайну, и Господь открывал эту тайну среди них. Симон Петр рассказал, как в начале Бог начал собирать людей из Язычников, излив Своего Духа на Корнилия и его семейство. До этого, Бог собирал таких людей лишь в Израиле.
      В иерусалимской Церкви было три признанных лидера. Одним был Иаков, брат Иисуса, (см. Деян. 12:17; Гал. 2:9) Остальные два - Петр и Иоанн.
      Позже Павел писал: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с Язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием". (Гал. 2:11-13) (Павел и Варнава расстались вскоре после иерусалимского собора, см. Деян. 15:36-40)
      Похоже, что когда начался собор в Иерусалиме, один из трех лидеров Церкви, Иаков, был настроен в пользу обрезания. Другой, Петр, находился в нерешительности и колебался. Мы не знаем позицию Иоанна, брата Петра, но даже Варнава, соратник Павла в служении Язычникам, был в нерешительности.
      Поэтому примечательно, что собор пришел именно к такому решению. Петр встал и заявил, что Бог "не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их". Иаков усилил заявление Петра, приведя подтверждение из пророков.
      Затем Иаков высказал свое суждение по поводу требований, которые должны были быть предъявлены к верующим из Язычников. Он перечислил черты пункта из Божьего Закона. Они должны были воздерживаться от идоложертвенного, от блуда и от необузданных аппетитов. Воздерживаясь от крови, они должны были уважать жизнь.
      Бог объявил в Своем Законе: "Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает". (Лев. 17:10-11)
      Язычников не призывали искать праведности через Закон. Им также не велели становиться прозелитами. Зачем же тогда запреты из закона?
      Иаков подтвердил свое суждение, напомнив собору: "Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу". Какая здесь связь? Почему чтение Закона Моисеева в синагоге должно влиять на верующих из Язычников?
      Все верующие Иудеи были ревнителями Закона. (Деян. 21:20) Они признавали его, как откровение Божьей святости. Они признавали, что он объясняет и определяет Евангелие.
      Как позднее Павел выразил это: "Итак закон противен обетованиям Божьим? Никак!... мы заключены были под стражею закона... Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою". (Гал. 3:21-24)
      Хотя спасение доступно через Новый Завет, превосходящий Завет Закона, Бог, давший заветы Израилю, не изменился. Он дал Закон с тем, чтобы научить Израиль о Мессии, Святом Израиля. Его народ должен быть свят.
      Павел знал, что "закон свят, и заповедь свята и праведна и добра". (Рим. 7:12) От Языческих верующих просто требовалось послушание Богу, который не изменяется, Господу, который вчера, сегодня и во веки тот же. Он Бог, явивший себя миру через взаимоотношения с Израилем.
      "Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою... написав и вручив им следующее: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян. 15:22-29)
      Святой Дух, Апостолы, пресвитеры и вся Церковь в Иерусалиме пришли к согласию. Это были основные требования к Язычникам, принявшим благодать Господа ко спасению. Бог послал Мессию, чтобы "небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей". (Лук. 1:74-75)
      После того, как мы окончим обзор книги Деяний, мы более подробно рассмотрим "тайну Мессии".
назад |  меню |  вперед